|
Действует авторский блог с постоянным обновлением на Liveinternet.ru. Поэтому, всех, кто хотел бы прочитать продолжение записей блога, приглашаю по этой ссылке: http://www.liveinternet.ru/users/sv-online/.
Также продолжает действовать авторский блог на Планете Рамблер: http://planeta.rambler.ru/users/vigonsky/
ЧТО БЫ ДЕЛАЛ ГРАФ ДРАКУЛА?
19.05.2009г.
В качестве мозгового штурма и разминки мозгов. Что бы делал достопочтенный граф Дракула в наши дни? Где-то прочитал, что его дальний родственник возглавляет общественное движение, поддерживающее донорство. Тут тебе и суррогатная компенсация порочных наклонностей, полученных от папы, и опять же развитие здравоохранения. Вот ответ на вопрос о извечном противостоянии добра и зла, которое разворачивается в душе каждого из нас. В приведенном примере мы имеем оптимистический сценарий развития там, где, отягощенная генетика, казалось бы, возвела непреодолимые барьеры. А заодно и выгодное использование отягощенного имиджа.
БУДУЩЕЕ ИНТЕРНЕТА
20.06.2007
Весной этого года был завершен 2й этап исследования "Будущее Интернета", проводимого ресурсом netfuture.ru. Авторы исследования совместили два, казалось бы, несовместимых подхода.
Во-первых, были собраны мнения экспертов (и этот метод является, собственно, давно известным инструментом приблежения к пониманию предпологаемого будущего).
Во-вторых, был проведен опрос пользователей сети, в ходе которого были отобраны наиболее интересные вопросы. На мой взгляд, последний компонент исследования не вполне может считаться футурологическим инструментом. Это - типичное социологическое зондирование общественного мнения относительно перспектив развития сети.Думается, что этот шаг был скорее направлен на раскрутку проекта, нежели на достижение истины.
Темы, поднятые в ходе этого исследования - изменения блогосферы, прихлд Веб 3, кириллические доменные имена, проблема спама и вирусов.
Планирую написать комментарий к этому исследованию. Поэтому готов участвовать в дискуссии о будущем Интернета (в виде комментов в психоаналитическом блоге). Хотелось бы, чтобы такие вопросы и ответы выходили за рамки тем, поднятых в обсуждаемом исследовании.
КОМПЬЮТЕРНОЕ КОЛДОВСТВО
18.06.2007
Усевшись поудобнее за монитор и клавиатуру, пользователь тем самым мысленно перевоплощается в самого настоящего средневекового колдуна. Его последующие действия с психологической точки зрения
тождественны магическим ритуалам. Дело в том, что человек общается с компьютером посредством неких изображений. И если раньше в роли такх изображений выступали непонятные команды ДОС, то сейчас их место заняли иконки Windows. Эти таинственные "письмена" воздействуют на компьютер подобно заклинаниям, которыми пользовались старинные мастера магии. И тотчас в "мире" духов все приходит в движение. Появляются электронные демоны и искатель истины получает ответы на свои непростые вопросы.
РОК-Н_РОЛЛ МЕРТВ (ЧИТАЯ МАРУКАМИ)
13.06.2007
В одной из своих песен Б.Гребенщиков поет "Рок-н-ролл мертв, а я еще нет". Эта строчка вспоминается, когда ты держишь в руках книги Харуки Мураками "Дэнс, дэнс, дэнс" и Рю Мураками "69". Прежде всего перестаешь испытывать комплекс неполноценности за то, что тебе нравится рок-музыка 70-х. Обе книги ностальгически насыщены названиями альбомов и треков, принадлежащих лидерам этого славного времени. Здесь можно встретить такие имена, как Led Zeppelin, Rolling Stones, Deep Purple, Doors, Cream, Дженис Джоплин, Саймон и Гарфункель. Эта музыка является не только фоном литературного сюжета, но и одним из факторов, определящих мысли и действия героев книг. Думаю, что в силу специфики восточной культуры японские авторы более откровенны в своих признаниях. Попробовал бы кто-нибудь из наших топовых жизнеописателей элиты написать что-нибудь подобное. Его тут же заклеймили бы в дремучести и мировозренческой отсталости. А заодно отказали бы ему в "гламурности". Да и захоти он этого, разве были бы его меломановские излияния понятны поколению, выросшему на Tokio Hotel, Gorillaz и им подобным.
А обоим Маруками - сие дозволено! И ничего! Вот в чем сила их экзотического для нас таланта - в независимости от веяний моды!
РАСПАД И СТАНОВЛЕНИЕ В ПСИХОАНАЛИЗЕ (ЧИТАЯ ГЕРМАНА ГЕССЕ)
29.04.2007
В романе Германа Гессе "Степной волк" описывается, как его главный герой, оказавшись в неком магическом театре, получает урок построения личности. Перед его глазами элементы субъективной реальности, сравниваемые с шахматными фигурами, рассыпаются и собираются вновь. Так он узнает о существовании психического расщепления. В книге об этом говорится так:
"— Вам известно ошибочное и злосчастное представленье, будто человек есть некое постоянное единство. Вам известно также, что человек состоит из множества душ, из великого множества «я». Расщепление кажущегося единства личности на это множество фигур считается сумасшествием, наука придумала для этого названье — шизофрения. Наука права тут постольку, поскольку ни с каким множеством нельзя совладать без руководства, без известного упорядоченья, известной группировки. Не права же она в том, что полагает, будто возможен лишь один, раз навсегда данный, непреложный, пожизненный порядок множества подвидов «я». <...> Вследствие этого заблужденья «нормальными», даже социально высокосортными, считаются часто люди неизлечимо сумасшедшие, а как на сумасшедших, смотрят, наоборот, на иных гениев. Поэтому несовершенную научную психологию мы дополняем понятием, которое называем искусством построения. Тому, кто изведал распад своего «я», мы показываем, что куски его он всегда может в любом порядке составить заново и добиться тем самым бесконечного разнообразия в игре жизни. Как писатель создает драму из горстки фигур, так и мы строим из фигур нашего расщепленного «я» все новые группы с новыми играми и напряженностями, с вечно новыми ситуациями."
Вероятно, читатели помнят о том, что расщепление на сознательное и бессознательное - важнейшее условие организации субъективной жизни человека, которое он до конца своих дней безуспешно преодолеть. Однако у этого психического процесса, помимо изоляции человеческого "Я" от травмирующих переживаний, имеется и другое предназначение. Любое разрушение психической целостности, например, в результате стресса, затрудненных жизненных обстоятельств, или по иным причинам прежде всего есть разрушение жизненных стереотипов. Только после такого самоочищения личность готова развиваться дальше и способна к принятию нового. Конечный смысл подобного распада - расчистить путь будущему.
УРОКИ ПОСТРОЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (ЧИТАЯ ГЕРМАНА ГЕССЕ)
26.04.2007
Один из героев романа Германа Гессе "Степной волк" пускается в фантастическое путешествие. И этот непростой путь пролегает внутрь самого героя. Конечно же, автор романа был знаком с символикой снов и мифов. Именно поэтому в хуждожественной форме он изложил читателям свое видение теории архетипов. Вот как Гессе описывает строение человеческой психики:
"— Вы Пабло? — спросил я.
— Я никто, — объяснил он приветливо. — У нас здесь нет имен, мы здесь не личности. Я шахматист. Желаете взять урок построения личности?
— Да, пожалуйста.
— Тогда, будьте добры, дайте мне десяток-другой ваших фигур.
— Моих фигур?..
— Фигур, на которые, как вы видели, распадалась ваша так называемая личность. Ведь без фигур я не могу играть.
Он поднес к моим глазам зеркало, я снова увидел, как единство моей личности распадается в нем на множество «я», число которых, кажется, еще выросло. Но фигуры были теперь очень маленькие, размером с обычные шахматные".
Начнем с того, что шахматы символизируют борьбу добра и зла - начал, скрывающихся в глубинах души. Кроме того, мозаика душевных явлений, построенная из шахматных фигур - суть "Я", которое периодически оказывается во власти того или иного архетипа. Сочетание таких субъективных манифестаций в конкретном месте и в определенный час создает уникальный поток сознания, именуемый личностью. Таков секрет построения человеческой души.
БЛОГГЕРСТВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СЕКСОПАТОЛОГИИ (ЧИТАЯ ПЕЛЕВИНА)
7.04.2007
Новейшая российская классика в лице ее ярчайшего представителя Виктора Пелевина пытается быть на острие времени и потому комментирует человеческое существование в высокотехнологичных зонах бытия. Перечитывая пелевинский бесселер "Эмпайр 5", я обнаружил любопытную трактовку феномена блоггерства. Вот этот фрагмент романа.
"- Скажи, Гера, а я не мог видеть тебя на юзерпике? - спросил я.
- Где?
- В «Живом Журнале».
- Не мог, - сказала она. - Жопной жужжалки у меня нет.
Такого выражения я не слышал.
- А чего так строго?
- Это не строго, - сказала она. - Это трезво. Иегова же объяснял, почему люди заводят себе интернет-блоги.
- Я не помню такого, - ответил я удивленно. - А почему?
- Человеческий ум сегодня подвергается трем главным воздействиям. Это гламур, дискурс и так называемые новости. Когда человека долго кормят рекламой, экспертизой и событиями дня, у него возникает желание самому побыть брэндом, экспертом и новостью. Вот для этого и существуют отхожие места души, то есть интернет-блоги. Ведение блога - защитный рефлекс изувеченной психики, которую бесконечно рвет гламуром и дискурсом. Смеяться над этим нельзя. Но вампиру ползать по этой канализации унизительно". (В.Пелевин. Empire ''V''. М., 2006.)
Человек как бренд, как тень общественного разума, поглощенного сумрачными иллюзиями, - довольно неплохая метафора. Поглощение виртуальным, утрата основ собственной реалистичности - главная характеристика подобного самовосприятия. Если же подходить к явлению блоггерства с традиционно фрейдистских позиций, то такое занятие суть разновидность душевного стриптиза, своего рода постмодернистский эксгибиционизм (получение сексуального удоблетворения посредством обнажения перед лицом противоположного пола). Согласитесь, подобная публичность носит явно нездоровый характер. Впрочем, о чем это я, ведущий несколько месяцев свой психоаналитический блог на Рамблере? Чем я лучше других, подобных мне соискателей публицистического бессмертия? Видимо, пришло время вспомнить о том, что пора заняться чем-то серьезным.
КОГДА ИГРАЕТ БЛЮЗ
27.02.2007
За окном - непроглядная тьма, сквозь которую едва пробивается свет тусклых уличных фонарей. Под столом - ярко-красный "Птюч" 1998 года. В ушах - Дженис Джоплин, Woman Is Losers, 1967 года, яркий образчик, отражающий дух давно ушедшей эпохи контркультуры. В голове - ностальгия по тем героическим временам. В душе - страх, что история закончилась. На столе - запылившийся монитор, на котором виден десктоп с беспорядочно разбросанными иконками. Под руками - стоптанные клавиши. Неужели они больше не послужат зеркалом, отражающим прорыв в самого себя?
Самая главная проблема, самый незначительный намек на которую способен взволновать и обеспокоить любого психотерапевта - остановка собственного личностного развития. Но нет, этому не бывать. Буду драться с собственной заурядностью так, как сражаются те, кому уже нечего терять. В конце концов, это все, что у меня осталось. В конце концов, это - единственное, ради чего стоит жить дальше.
МОИ СНОВИДЕНИЯ (ПОИСКИ НОВОГО)
14.10.2006
Последнее время я все реже помню свои сновидения. Хотя продолжаю вести дневник снов, который был начат еще где-то в 1997г. Последнее время мне снятся какие-то блуждания по незнакомым зданиям, встречи со случайными людьми, темные улицы, переходы. Конечно же, в этом отразились мои нынешние поиски темы, а также подходящих издателей, которые бы предоставили площадку для публикаций. Я вырос из старых тем и старых публикаций.
Однако даже самый заинтересованный издатель вряд ли будет публиковать те из моих текстов, которые можно называть экспериментальными. Вероятнее всего, они посчитают их узкоспецифичными и малопонятными для широкой аудитории. Слишком много в них обращенности внутрь себя. Например, очерки цикла "Самопознание психотерапевта" второй месяц находится в редакционном портфеле одной из рассылок и пока не видно какого-либо движения. Хотя это весьма дружественный для меня ресурс.
Во всех трех очерках примером для психологического анализа стали притчи, написанные мною в молодости. И сейчас через много лет мне захотелось вернуться к ним.
Отсутствие запоминающихся сновидений указывает на то, что процесс вызревания нового во мне глубоко скрыт и только набирает обороты. Всякий раз, когда в моей жизни наступали переломные моменты, незадолго до таких дат мне снились яркие сны, наполненные символикой, принадлежащей коллективному бессознательному. Но об этом в другой раз.
ЛИ4NОЕ: КИСЛОВОДСК: СИЛА ИССКУСТВА
12.10.2006
Рассматриваю граффити на смотровой площадке в Кисловодске. Такое впечатление, словно подростки писали на стенах не красками, а своими гормонами.
Такова сила искусства.
ЛИ4NОЕ: ПЯТИГОРСКИЙ ПАРК КАК ПОСОБИЕ ПО ТАНТРИЧЕСКОМУ СЕКСУ
11.10.2006
После ужина Пятигорский курортный парк напоминает большое тантрическое существо: по всем темным углам сидят парочки, которые думают только об одном - о предстоящем половом акте.
Пятигорский курортный парк - самое настоящее пособие о тантрическому сексу. Оно учит терпению.
НЕУДАЧИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ (О ТРАНСГУМАНИЗМЕ)
8.10.2006
Разыскал в недрах Сети любопытный материал по киберкультуре и футурологии. Перевел его. Особенно заинтересовала концепция "Трансгуманизма". Ее суть сводится к идее о том, что Решил написать к ней свой комментарий. Неожиданно для себя узнал, что эта теория на просторах нашей страны уже воплотилась в чеканные общественные формы. Оказывается, существует общественная организация, которая занимается распространением этой теории.
И попробуй свободно комментировать заокеанские доктрины, когда в твои тексты будут напряженно вчитываться не один десяток отечественных адептов новейшего мессианского движения.
|