|
|
В настоящей публикации автор продолжает разговор с читателем о воздействии компьютерных и телекоммуникационных технологий на человеческую психику, начатый в предыдущих статьях.
«ПРОГРЕССОРЫ» ИЗ ПОДСОЗНАНИЯ С легкой руки создателей фильма "Матрица" в нашу культурную жизнь вошла еще одна яркая метафора. Речь идет о названии одной из частей знаменитой трилогии, в названии которой фигурирует слово «Reload» (перезагрузка). Казалось бы, что особенного может быть в этом выражении, перешедшем в публицистическую речь из профессионального компьютерного жаргона? Однако когда я увидел его во множестве других больших и малых текстов, рассеянных в традиционных и сетевых масс-медиа, пришлось поневоле задуматься. Например одна из публикаций на федеральном правовом портале называлась «Перезагрузка правосудия». А сообщение о повторном участии собственника Microsoft во всемирной благотворительности было подано с заголовком «Билл Гейтс: перезагрузка». Политический аналитический ресурс точно таким же способом пытался привлечь внимание читателей: «Российский план урегулирования приднестровского конфликта: перезагрузка». И даже небольшая корреспонденция о скандале в екатеринобургской филармонии, размещенная на новостном сайте, была снабжена кричащим лозунгом «Чайковский: перезагрузка ценностей». Обычно в таких случаях психоаналитик ищет некую психологическую ловушку, связанную с влиянием известных бессознательных структур, достаточно обособленных. Доказать факт присутствия в подобной ситуации "прогрессоров" (выражение А. и Б.Стругацких), явившихся с засекреченной миссией из глубин душевного космоса в суету наших повседневных переживаний, можно лишь посредством определенной методологии. Напомню, что в произведениях знаменитых братьев-фантастов, описывавших социальную действительность будущего, этим словом назывались представители земной цивилизации, находящиеся на нелегальном положении в инопланетных общественных формациях и своими действиями ускоряющими процесс их исторического развития. Я сознательно обратился к такому персонифицированному сравнению, хотя оно и недостаточно корректно. Известны ситуации, когда бессознательные психические образования приобретали признаки псевдоиндивидуальности. Р.Ассаджиоли называл их субличностями. Говоря другими словами, такие душевные комплексы вели себя так, словно были независимыми людьми. А чтобы обнаружить следы таких «невидимок», необходимо искать в описаниях, сделанных отдельными пользователями, аналоги исследуемого речевого оборота. И незачем объяснять все происходящее с позиций теории всемирного заговора или доктрины неземного происхождения Homo Sapiens. Хотя кое-кто в этом уверен на все сто процентов. "ГЛЮКИ" ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БИОКОМПЬЮТЕРА Запустив поисковую программу Yandex desktop seach, основанную на индексации текстов (другие давным-давно не в состоянии мне помочь ), я обнаружил в своих электронных архивах весьма любопытный текст. Еще в 1998г. в ростовской газете "Южный телеграф" (увы, безвременно ушедшей из нашей жизни) был опубликован небольшой очерк "Глюки" уже бывают не только у компьютера..." (Южный телеграф. 1998. 1-30 октября, N19). В очерке в юмористическом стиле от первого лица описан следующий эпизод: "Спор длился полчаса, и я уже начал соглашаться - устал говорить. Мы попрощались, пожелал ему скорейшего "выздоровления", после чего произошло что-то невероятное. Я, вместо того, чтобы положить трубку, обеими руками потянулся к клавиатуре своего компьютера, чтобы нажать Ctrl+Alt+Del. И это еще не все! Многократное нажатие ни к чему не привело, и я подумал "Завис! ". Я потянулся к кнопке Reset на корпусе выключенного компьютера и замер... "Вот это да", - думал я, положив трубку, - "неужели и у меня начинается.. " Приводя здесь эту цитату, я предвижу, что в форумах, где моя статья будет размещена в качестве темы для обсуждения, напишут немало критических оценок. Тем не менее, приведенный отрывок весьма показателен. Если автор очерка повествует о переживаниях молодого пользователя, совпадающих с обсуждаемой медийной метафорой, (пусть даже этот случай имел место исключительно в авторских фантазиях), то это указывает на типичность примера. И самое главное – такие особенности восприятия и мышления обусловлены длительным общением с компьютерным оборудованием. Хотя, подчеркну, речь не идет здесь о какой-то индивидуальном отклонении, скорее – об изменении стереотипов, определяющих работу нашего массового сознания в целом. Этот пример также является своего рода компьютерной метафорой, перенесенной по ту сторону монитора и зажившей своей самостоятельной жизнью. Газета же сделала его достоянием общественности. "ПЕРЕЗАГРУЗКА" КУЛЬТУРЫ Повторно я был вынужден вернуться к рассмотрению этой метафоры тогда, когда увидел книгу с характерным подзаголовком: "Russia: Reloaded". Психологический смысл подзаголовка раскрывала еще одна надпись на обложке: "Если не утопии сбываются, то сбываются антиутопии". Здесь речь шла уже о перезагрузке не индивидуального сознания, а всего социального пространства. Подумаешь, перезагрузка. И что необычного в этом выражении? - подобный вопрос, наверняка, захотят задать многие из тех, кто сейчас читает эту статью. Но давайте рассмотрим эту метафору более внимательно. Реальная человеческая жизнь настолько скоротечна, что совсем не оставляет человеку права на сколько-нибудь значимую ошибку. Все по большому счету можно совершить лишь единожды. Возврат к решению какой-либо житейской проблемы не уничтожает предыдущий опыт, связанный с ее совершением и переживанием ее последствий. Однако метафора "перезагрузки" (частных конфликтных взаимоотношений, социального устройства в целом, и даже всего мироздания - как в том фильме) подразумевает полный контроль над реальностью. Она описывает некую фантастическую ситуацию, в которой заложена возможность все начать с начала, как будто не было ничего из того, что и привело, в конце концов, к имеющимся проблемам. Вспомните, для примера, какую-нибудь компьютерную игру жанра RPG или 3D action, где геймеру предоставляется три жизни. Из этого следует, что человек, обладающий подобной установкой на восприятие окружающей среды, по меньшей мере, не воспринимает ее всерьез. Другими словами, действительность в его восприятии размыта, а мышление, осмысливающее такой акт созерцания, предельно виртуализировано. Об этом я писал в своей статье "Виртуальная реальность как массовая галлюцинация", опубликованной в Internet.ru. И эта особенность получила повсеместное распространение. ЧУВСТВО БОГОПОДОБИЯ КАК ПРИМЕТА СОВРЕМЕННОСТИ Но такому видоизмененному мировосприятию присуща еще одна чрезвычайно важная деталь. Личность, которая подвержена иллюзии полного контроля над реальностью, переживает в такие минуты свою богоподобность. Или, говоря другими словами, совершенно безосновательно уверена в том, что обладает бессмертием и абсолютным совершенством. Такое умозаключение, конечно же, есть полная фикция, обусловленная виртуализирующими эффектами, причиной которых являются длительные контакты с компьютерной техникой. Альфред Адлер описывал такое переживание следующим образом: "Тот, кто понимает эту цель богоподобия как реальную и личную, воспринимает ее буквально, вскоре будет вынужден в качестве компромисса избегать настоящую жизнь, искать жизнь рядом с жизнью, в лучшем случае в искусстве, но чаще всего... в неврозе или в преступлении." (Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995). Пройдясь по сети, можно найти множество подтверждений тому, что рассматриваемый стиль мышления вовсе не чужд российскому пользователю. На сайте Liveinternet.ru расположены блоги, один из которых носит гордое название «Дневник Ницше». На его страницах помешен пост с цитатой из трактата «Человеческое, слишком человеческое», автором которой является тот самый немецкий философ. Цитата начинается с фразы «Легко дать рецепт того, что толпа зовет великим человеком». Не берусь судить об анонимном авторе этого сетевого журнала, но симптоматично здесь то, что такой, казалось бы, далекий от действительности философский текст привлекает большое количество молодых посетителей. Другой пример. На форуме «Компьютерная академия» обсуждается проблема получения высшего образования. Одна из спорящих сторон восклицает с пафосом «И если человек старается сделать себя счастливым, то он принципиально ничего не должен, а вместо этого он либо хочет, либо нет». Но чувство собственного величия, как известно, лишь внешняя сторона проблемы. Налицо типичная адлеровская ситуация мучительной раздвоенности человека. С одной стороны личность страдает от скрытого психологического комплекса неполноценности (собственной), вследствие чего пытается всеми силами самоутвердиться в окружающей среде. Главный результат такого состояния в виде действий - непрерывный технологический прогресс, в ходе которого создаются многочисленные киберпротезы для неустойчивого человеческого разума (а иначе как объяснишь столь стремительный рост числа различных электронных устройств, предназначенных для развлечений). С другой - как компенсация переживания собственной ущербности, а также благодаря технологическому прогрессу исподволь вызревает психологический комплекс сверхчеловека. Этим названием психологи обозначают то самое чувство богоподобия, о котором говорилось выше. В подтверждение этой оценки я отыскал на неком спортивном форуме признание, сделанное его участником, который, без сомнения, полагал, что он и есть та самая белокурая бестия: «Каким образом ощущение себя совершенным существом соединить с недовольством собой?» В этой фразе заключена квинтэссенция обсуждаемой психологической проблемы. *** Такова диалектика подсознания. Именно так выглядят итоги технологического расшатывания основ человеческого разума. Пожалуй, в наши дни это одна из наиболее серьезных проблем человеческого существования. Сергей ВЫГОНСКИЙ психиатр, член Союза журналистов России |