КОММЕНТАРИИ К ТЕКУЩИМ СОБЫТИЯМ КУЛЬТУРЫ

(c) Выгонский С.И., 2004-2007

Фильмы, психология кинематографа, субъективные заметки автора о увиденном - вот содержание этой странички

ПОСЛЕДНИЕ ФИЛЬМЫ МЭТРОВ (КОППОЛА, ТАРАНТИНО, ТРИЕР, ХАНЕКЕ И ДРУГИЕ)

Для тех, кто следит за последними достижениями метров кино, привожу перечень фильмов, которые так или иначе можно причислить к этой категории. Все ленты «засветились» на последнем 62-м Канском фестивале. Вот этот список:
# Фрэнсис Форд Коппола «Тетро»
# Квентин Тарантино «Бесславные ублюдки»
# Ларс фон Триера «Антихрист»
# Михаэль Ханеке "Белая повязка"
# Педро Альмодовар "Разомкнутые объятья"
# Терри Гиллиам «Воображариум доктора Парнасcа»
# Джим Джармуш "Границы контроля"
# Павел Лунгин «Царь»

Думаю, что эти фильмы скоро можно будет найти в DVD-версиях. 25.05.2009г.

ФИЛЬМ КИРЫ МУРАТОВОЙ "ДВА В ОДНОМ"

Недавно посмотрел последний фильм Киры Муратовой "Два в одном". Честно говоря, верхом муратовского психопатологического реализма до этого z считал ленту "Три истории" (Рената Литвинова в роли патологической убийцы). Но последнее произведение метрессы установило новый рекорд в этом отношении. Начну с того, что в кинокартине использован знаковый прием постмодернизма - "текст-в-тексте". Нам предлагается два визуальных повествования. Одно - самоубийство актера и смерть театрального работника, который знал слишком много. Другое - события, происходящие в пьессе, которую труппа разыгрывает на сцене, где два труппа дожидаются приезда милиции.

Надо сказать, что вторая часть фильма по причине своего инцестуального контекста тносит отчетливо фрейдисткий характер. В лицах разыгрывается психологический комплекс Электры - влечение дочери к отцу. А сюжет пиески таков. Богатый представительный мужчина просит свою взрослую дочь, чтобы та привела ему девушку. При этом просьба сопровождается весьма агрессивными знаками. Когда же подруга, не отличающаяся особой моральными устоями (ее играет все та же Рената Литвинова), появляется в доме нашего героя, его дочь начинает проявлять некую нетерпимость к сложившейся ситуации. В неожиданные моменты подружке предлагается покинуть дом.

Интересна сцена, в которой соискатель любви предлагает сняться гостьям в обнаженном виде ("иначе зачем переводить пленку"). Для этого он вырезает лица у женских фигур на старинном триптихе. Получается подобие балаганного реквизита фотоателье начала прошлого века. Его-то и использует хозяин дома для того, чтобы получить столь желанные фотографии в жанре ню. Примечательно то, что фотографируется в таком виде не только приглашенная, но и дочь. Подобным оригинальным способом Муратова уходит от излишнего натурализма, и в то же время сохраняет ту напряженную эротическую атмосферу, в которой разыгрывается театральное действо.

Истинная подоплека второй части, имя которой - инцест (пусть даже символический и культурологический), окончаетльно раскрывается в конце фильма. Наш герой, находясь в ванне, звонит сбежавшему объекту своего влчения. А рядом стоит и моет дочь, завернутая в банное полотенце. Комментарии, как говорится излишни. Поаплодируем Кире Муратовой, предпринявшая рискованое путешествие в темные глубины психики своих персонажей.

12.06.2008г.

ФИЛЬМ ВОНГА КАР-ВАЯ "МОИ ЧЕРНИЧНЫЕ НОЧИ"

Честно говоря, прочитав критические рецензии на этот фильм, я решил, что творчество гонконговского режиссера Вонга Кар-вая для меня закончилось. Однако, посмотрев его последний фильм "Мои черничные ночи", я понял, что рецензенты просто-напросто не досмотрели эту киноленту до конца.

Вместо лицезрения обещанной критиками пищевой оргии на фоне американских декораций (ритуальное поедание пирогов с черникой - в духе каннибальского фильма П.Гринуэя "Повар, вор, его жена и ее любовник" или суицидально-упаднической картины М.Феррери "Большая жратва") - я вновь погрузился в довольно специфическую атмосферу сентементально-философского созерцания действительности. Предметом которых являются человеческие отношения.

Конечно, можно было бы сказать, что над ним, фильмом, довлеет конструкция другого карваевского произведения - фильма "Любовное настроение". Перенесенная в европейские реалии и сыгранная европейцами, эта лента напоминает о том, как другой азиатский гений - А.Куросава, поступил с пьесами У.Шекспира. В нашем же случае все произошло совсем наоборот.

Впрочем, поток авторского сознания и его визуализация (на этот раз без специфических китайских декораций) заставил меня отказаться от такого суждения (не уверен в том, что оно неправильное). По примеру прошлого хочется воскликнуть: Кар-вай умер (!?) - да здравствует Кар-вай (??)!

Эта запись - почти историко-культурологическая реминисценция. Потому сомневаюсь в том, что она написана сегодня. И вообще когда-либо. Но с достоверностью могу утверждать одно: фильм Вонга Кар-вая "Мои черничные ночи" я посмотрел. Случилось же это не далее, как нынешним вечером. Более того, фильм мне понравился.

9.03.2008

ФИЛЬМ "ЖЕСТОКОСТЬ" (С УЧАСТИЕМ РЕНАТЫ ЛИТВИНОВОЙ)

Заявить, что наше время жестоко, даже слишком, значит не сказать ничего. Жестокость в определенных кругах даже ассоциируется с сильным типом личности и потому может считаться своеобразным индикатором, подтверждающим качественность личного бренда. Именно поэтому фильм «Жестокость» может рассматриваться в качестве знакового для нашей постмодернизационной эпохи. Любопытно и то, что главную героиню фильма играет Рената Литвинова, которая после сотрудничества с К.Муратовой приобрела имидж, имеющий маргинальную окраску. Причем сомнения в душевной адекватности изображаемых женщин занимает немалое место в восприятии такого имиджа.

Сюжет фильма весьма прост. Некая девушка-тинейджер оказывается обладателем фотографий, свидетельствующих о связи женщины-юриста (Р.Литвинова) с весьма солидным женатым мужчиной. Затем разрыв, вмешательство юного создания, которой отведена роль теневой фигуры, поворот жизни на 180 градусов. И вот покинутая, но гордая предстает перед нами в облике мстительницы. Извилистый путь, бросающий главную героиню то вверх, то вниз. И, наконец, ловушка захлопнута. Амазонка, переживающая кризис среднего возраста, узнает об обмане со стороны своей несовершеннолетней подруги.

Что стоит за этим? Непомерная жадность, озлобленность на весь мир и радикализм переходного возраста, или что-то другое? Думается, что, все-же, ответ не лежит на поверхности. Этот сюжет весьма показательно иллюстрирует взаимоотношение сознательного с бессознательным. При просмотре фильма следует сделать только одну мысленную поправку. Нужно помнить, что попутчицы составляют одно целое. На самом деле это встреча с самим собой. Не более того. Иначе не сошлись бы «здесь-и-сейчас» такие противоположные натуры.

Подобная ситуация возникает тогда, когда мы проецируем на других то, что есть в нас самих. Мы видим в действиях своих собеседников свои потаенные смыслы происходящего и надежду на лучший исход таких ситуаций. И тотчас нами овладевают эти вечные химеры. А последствия уже известны и трагичны. Они во множестве запечатлены в произведениях искусства, литературы, кинематографа. В том числе в фильме «Жестокость».

Чему же учит нас фильм? Месть священна? Победа справедливости неизбежна? Вовсе нет. А тому, что при встрече со своим теневым «Я» нужно быть особо осторожным. Иначе ваша жизнь пойдет под откос.

16.02.2008г

ФИЛЬМ "СЕМЬ КАБИНОК": МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

Весьма неожиданные ракурсы раскрывает перед нами наиновейшее российское кино. Взять, для примера, фильм "Семь кабинок". О чем он? По сути, это - психологический детектив, основанный на анальных комплексах (от лат.anus - задний проход). На протяжении всего фильма зритель видит замкнутое пространство женского туалета, выслушивает рассуждения о том, что человек, который постоянно в переносном и буквальном смысле имеет дело с грязью, брезгует своими занятиями (что, впрочем, не препятствует ему получать от них средства для жизни), пытается вместе с другими персонажами определить нужную кабинку в туалете и постоянно сбивается со счета. Проститутки, наркоман, профессиональные убийцы - беспокойные посетители этого сомнительного салона. Самое интересное состоит в том, что именно здесь расцветает любовь мужчины и женщины, забравшихся сюда для осуществления адюльтера. Грязное на грязном - вот метод создания живописного полотна. Идея, безусловно, не новая. О тождестве творчества художника и известных физиологических отправлений еще в прошлом веке писал З.Фрейд.

Помойте руки после просмотра. Не дай бог подхватить какую-нибудь кишечную инфекцию.

27.03.2007

ФИЛЬМ ФАСБИНДЕРА "ЛИЛИ МАРЛЕН", ИЛИ ЧТО ТАКОЕ АБСОЛЮТНОЕ ЗЛО

Посмотрел недавно фильм Фасбиндера "Лили Марлен". И сказу возник вопрос - почему в 60-е года кинематографисты испытывали такой сильный интерес к темам, связанным с предельными переживаниями человека в условиях нацистской среды 30-40-х годов? Вспомнились фильмы Б.Фосса "Кабаре", Л.Висконти "Гибель богов", Л.Кавиани "Ночной портье".

Вероятнее всего, нацизм в своей реинкарнации середины XX века воплощал идею абсолютного (космического) зла. И этот образ не был связан с безличными философскими системами либо с утратившими свою убедительность религиозно-мифологическими схемами. Универсальное темное начало имело понятный всем облик, который запечатлелся в памяти предыдущих поколений.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть фильм Ленни Рифеншаль с типично ницшеанским названием "Триумф воли". Грандиозные факельные шествия, огромные людские массы, собранные во имя пропагандистских целей, лица их участников с однообразно-восторженными выражениями лиц - все эти свидетельства одержимости людей демонами убеждают в том, что психическое зло материально. Ну, а порожденный им Бухенвальд, Освенцим, Саласпилс - есть ни что иное, как перенесенный на землю прообраз преисподней.

В остальном фильм вполне зауряден. В нем пересеклись две линии. Одна - это вечная тема любви, входящей в противоречие с общественными отношениями. Одним словом, это своего рода Ромео и Джульетта в фашистской Германии. Правда, при этом Джульетта поет на манер Лайзы Минелли из "Кабаре". Ну, что поделаешь, эта взбалмошные артисты так непосредственны.

Другая линия - детективная. Ее можно сформулировать так: кто предает повстанцев? Или же так (на манер "Властелина колец"): кто является тайным агентом Саурона (читай: абсолютного зла)?

У этого фильма есть несколько отличий от пресловутых голливудских поделок. Здесь нет счасливого конца. Безумное любовное влечение не выдерживает испытания историей. А агента Темных банально заколачивают в гроб.

Пессимистично и грубо? Тогда это не массовая культура.

3.03.2007

О "ПАРФЮМЕРЕ" ТОМА ТЫКВЕРА (ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ РЕЦЕНЗИЯ).

Совсем недавно нам представили очередной киношедевр про серийного маньяка. Конечно же, это - экранизация литературного произведения небезызвестного всем Патрика Зюзкинда, и сей факт несколько смягчает ответственность создателей фильма за моральное состояние человечеста. Однако их вклад во всеобщий декаданс состоит в выборе темы.

Впрочем, вполне объясним и такой поворот событий: только хорошо прописанная (в кинематографическом смысле) "страшилка" может как-то встряхнуть обывателя. Честно говоря, я немало пострадал на почве интереса к психиатрическому кино. Мои близкие категорически отказываются просматривать вместе со мной очередные образчики арт-хауса. В черный список занесены не только мистер Гринуэй с его некрофильско-каннибальско-гастрономической эстетикой и выразитель шизоидного мировосприятия Дэвид Линч, но и воспеватель никчемных личностей Джим Джармуш. И вот теперь "Парфюмер" Тома Тыквера.

Замечу, что мне как социальному психоаналитику без подобного материала, художественно изображающего изнанку души современника - смерть. И поскольку сейчас практически повсеместно перестали читать книги, полагая, что они излишне толсты (а также беспричинно дороги), современное кино с его вывертами - последний и основной источник образов, как чертик из табакерки возникающих из глубин массового сознания.

Впрочем, буду откровенным - в завораживающий видеоряд была воплощена растиражированная идея, которая известна любому психоаналитику. Доктрина эта весьма проста - в человеке все самое возвышенное и тонкое произрастает из душевного мрака и хаоса, в котором переплелись между собой свирепая архаическая дикость и предельный нарциссизм (сосредоточенность на самом себе). В свою очередь запредельная агрессивность суть проявление охваченности человека потаенными апокалиптическими видениями, а излищний альтруизм - следствие утопичности взглядов на будущее человеческой цивилизации. С чем, в общем-то, можно согласиться.

Парфюмерная октава, которую столь мрачным способом добывает главный герой фильма Гринуй, равно как и множество других символов в сфере визуальной и аудиальной сфере, иносказательно означает процесс человеческого духовного роста, который был прозван Юнгом "индивидуацией". Как это часто бывает в жизни, для одних такие образы исцеляющей процессуальности (основанные на нумерологических структурах 7 и 12) становятся поводом для социального и творческого расцвета, для других (в случае Гринуя) - причиной и мотивом тотального безумия. Следует обратить внимание на то, что учитель это несчастного человека призывает его иметь дело не с симметричным рядом элементов, а с взломанной гармонией, чья законченность уничтожается добавлением лишней "ноты".

Одним словом, мы еще раз погрузились в атмосферу борьбы абсолютного добра и зла, полем для которого является душа человека. В заключение замечу, что вопреки логике развращенного сознания, испорченного стареющей цивилизацией, Гринуя привлекают ароматы прекрасного, хотя следовало бы ожидать, что зловоние будет для главного героя предпочтительнее. Хотя бы в силу глубоко извращенной натуры.
Впрочем, этот вопрос скорее должен быть задан не постановщику фильма, а автору книги.

18.10.2006


"МНЕ НЕ БОЛЬНО" ( с участием Ренаты Литвиновой)

После просмотра фильма "Мне не больно" возникает чувство двойственности. С одной стороны - да, талантливо. Интересно. Психологически точно. И такую оценку довольно-таки трудно оспорить. С другой - присутствует в этой киноленте некий элемент вторичности.

Читатели, принадлежащие к средней возрастной категории, помнят, наверное, произведения полузабытого ныне немецкоязычного писателя Эриха Марии Ремарка. Им, в частности, была написана повесть "Жизнь взаймы". Там рассказывается о молодом мужчине, полюбившем женщину, медленно и трагично умирающую от туберкулеза. При этом романтическая душа героини не хочет смиряться с приговором, вынесенным ее обманчиво молодому и чувственному телу.

В фильме "Мне не больно" туберкулез (ныне излечиваемый) заменен на более страшную болезнь - лейкоз. Тем не менее даже такой вариант с медицинской поправкой служит хорошей иллюстрацией к известному философскому тезису, постулирующему противоречивость единства всего материального и духовного.

Но иногда даже самые банальные и, казалось бы, растиражированные без меры истины вдруг предстают перед нами во всей своей иррациональной данности и холодной (в высшем смысле) красоте. Хотя, согласитесь, что может быть нового в заявлении о том, что все материальное бренно, а духовное - нетленно?

28.08.2006г.

"ПРОЦЕСС" ФРАНЦА КАФКИ (ФИЛЬМ ОРСОНА УЭЛЛСА)

Конечно же, с моей стороны некорректно выдавать новость



На главную

Написать автору





Сайт управляется системой uCoz