CОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ ОТ СЕРГЕЯ ВЫГОНСКОГО: БИБЛИОТЕРАПИЯ. Часть 1 ---------------------------------- Авторская рассылка на SUBSCRIBE.RU. ВЫПУСК 39. (c)2011, С.И.Выгонский |
|
На главную | |
Публикации | |
Написать автору | |
Ключевые слова:библиотерапия, психотерапия, чтение, литература, личностный рост, Харуки Мураками, Милорад Павич, Эльфрида Елинек, Федерико Андахази, Джон Кутзее, Ирвин Уэлш, Чайна Мьевиль, Милан Кундера
ВВЕДЕНИЕ Вероятно, введение имеет скорее исторический смысл. Вот оно: Несмотря на значительное опоздание, авторская рассылка по-прежнему жива и продолжает выходить, подтверждением чему является настоящий выпуск. И это, безусловно, хорошая новость. Теперь к делу. Настоящий выпуск посвящен библиотерапии - методу лечения, основанному на систематическом чтении. Это - лечение культурой, влияние литературного творчества на человека, который испытывает серьезные психологические проблемы. Замечу, что настоящий выпуск не излагает последовательно методологию данного метода. Это скорее собрание заметок и размышлений, чем свод рекомендаций. БИБЛИОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА Как я пришел к библиотерапии? Через личные переживания. Откровенно говоря, в очередной раз подвигнул меня к чтению самый банальный страх. Я испугался, что перестал следить за литературными новинками и уже не могу отслеживать изменения, происходящие в современной массовой культуре. Причина этого - цейтнот и стресс, обусловленный работой, в том числе административной. Поэтому, оказавшись в очередном отпуске, я с головой окунулся в запойное чтение. И если в 2007 году я подобным способом приобщился к творчеству Харуки и Рю Мураками, Милорада Павича, Эльфриды Елинек, Оксаны Робски, то на этот раз объектами такого читательского "марафона" стали произведения Федерико Андахази, Джона Кутзее, Ирвина Уэлш, Чайны Мьевиль, Милана Кундеры. Хорош или плох этот метод? Склоняюсь к первой оценке, поскольку вскоре после аналогичного эпизода 2007 года я ощутился в себе значимые перемены. А в 2008-2009 году мною была подготовлена рукопись книги, изданной в 2010 году. Вот так. Разве не впечатляет? Весьма убедительный пример использования библиотерапии для личностного роста. К тому же вполне применим для компьютерной психологии, поскольку может использоваться заочно - в условиях киберпространства. БИБЛИОТЕРАПИЯ НА ПРИМЕРЕ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА Первоисточником метода библитерапии, по крайней мере, для меня является высказывание знаменитого философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера о том, что для поддержания интеллектуальной формы он не менее часа каждый день читает тексты греческих философов. Из этого необходимо сделать следующий вывод. Если в предыдущей записи, отражающей мой опыт, речь шла о чтении художественных книг, то тезис Хайдеггера акцентирует чтение литературы жанра nonfiction. Поэтому сразу становится очевидным то, что описанное ранее чтение художественных текстов есть лишь одна из ступений применения данного метода. Следующим этапом должно стать регулярное чтение психологических, культурологических, политологических произведений. А затем следует и вовсе перейти к изучению философских сочинений. Только в этом случае использование хайдеггоровских советов будет носить методологически правильный характер. КАКОВА ЦЕННОСТЬ КНИГИ АНДАХАЗИ "МИЛОСЕРДНЫЕ"? Попробуем выявить библиотерапевтический эффект в случае с книгой Федерико Андахази "Милосердные". Вот ее краткое содержание. Некое безобразное существо, выдающее себя за больную женщину, тайно передает одному из героев книги письмо с предложением заключить с ней воистину дьявольский договор. Он должен отдать ей три порции своего семени, а она ему - передаст ему рукопись гениального литературного произведения. Когда же наш донор таким способом выигрывает спор у своего хозяина - лорда Байрона, он, его секретарь, предлагает незнакомке заключить брачный союз. В ответ - отказ. В покинутом пристанище отвергнутый находит письма, из которых следует, что подобный договор заключался со многими известными литераторами. В том числе - с А.С.Пушкиным. В итоге - безумие секретаря, судьба которого - вечно оставаться вторым. Казалось бы, что можно почерпнуть из такого сумбурного текста. Однако, вчитавшись в это произведение, мы видим, что в нем подчеркивается ценность творчества, а последнее так или иначе связано с эмоциональной сферой. Последняя же связана с сексуальными переживаниями. Но ни любовь, ни секс не могут быть предметом торга. Такова в упрощенном виде психотерапевтическая мораль этого произведения. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ Тема библиотерапии, конечно же, значительно шире нескольких заметок. Какую ценность содержат другие книги, относящиеся к современной прозе? Об этом - в следующим выпуске. |