СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ ОТ СЕРГЕЯ ВЫГОНСКОГО: ГЕНИЙ И БЕЗУМИЕ - ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВАН ГОГА (Часть 2). ---------------------------------- Авторская рассылка на SUBSCRIBE.RU. ВЫПУСК 38. Copyright ©2011, С.И.Выгонский |
|
На главную | |
Публикации | |
Написать автору | |
Ключевые слова: безумие, Ван Гог, художник, Карл Ясперс, книга "Стридберг и Ван Гог", Гоген, гений, экзистенциальная психология, самоубийство, психопатология
Этот выпуск подготовлен по материалам моего семинара, посвященного экзистенциальному взгляду на психопатологию ВВЕДЕНИЕ: ПОЧЕМУ ТАК ПРИВЛЕКАТЕЛЕН БЕЗУМНЫЙ ГЕНИЙ? Предыдущий выпуск "Гений и безумие: экзистенциальная психология Ван Гога (часть 1)" был посвящен патографии - исследованию психического расстройства, которым заболел всемирно известный голландский живописец Ван Гог. Напомню, что при жизни художника была продана только одна его работа - картина «Красные виноградники в Арле». После смерти Ван Гога его творения продавались по цене десятков миллионов долларов. Знаменитый автопортрет художника с отрезанным ухом стал своего рода архетипом массового сознания, постулирующий тезис о неразрывной связи истинной гениальности с темными глубинами человеческой психики. И вновь мы пытаемся ответить на вопросы - почему картины человека, который при жизни считался изгоем, вошли в золотой фонд европейской культуры? Или же немного по-другому - почему побочные продукты безумия столь привлекательны для современных людей? Все цитаты в настоящем выпуске по-прежнему приводятся по монографии Карла Ясперса «Стриндберг и Ван Гог». ТВОРЧЕСТВО КАК ПСИХОТЕРАПИЯ САМОГО СЕБЯ. За год до начала душевного заболевания Ван Гог, согласно Ясперсу, высказался об основных мотивах своей профессиональной деятельности (до увлечения живописью он хотел стать священником): «Приблизительно в 1887 году, когда Ван Гог безуспешно осваивал древние языки, чтобы изучать теологию, он сказал своему учителю: «… что я хочу? примирять бедных людей с их земной участью». Говоря другими словами, профессиональная деятельность, а затем и творчество Ван Гога должно примирять человека с фактом их смертности. Вот другое свидетельство Ясперса: «Он воспринимает работу как целительное «развлечение»; «она у меня поддерживает размеренность, так что я себе этим не врежу». И, наконец, еще одно откровение психобиографа художника: «Собственно, Ван Гог хотел писать Христа, святых и ангелов; он отказался от этого, потому что это его слишком возбуждало, и скромно избрал себе самые простые объекты. Но в их изображениях зритель чувствует изначально религиозный импульс... » Наверх ИНТЕРПРЕТАЦИЯ I: ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ Главный вопрос психопатологического суждения о болезни Ван Гога лежит в плоскости - шизофренией или органическим заболеванием мозга страдал знаменитый художник. Различие здесь состоит в том, что первое связано с генетической предрасположенностью. Второе обусловлено внешним фактором, оказавшим поражающее воздействие на мозг (инфекция, травма). Врачи, лечившие Ван Гога при жизни, ставили ему диагноз "Эпилепсия височных долей" (в нашей классификации это определения соответствует категории "органическое заболевание"). Ясперс же склонялся к точке зрения, согласно которой знаменитый голландец страдал именно шизофренией. Автор монографии высказался о роли этого грозного заболевания в раскрытии личности человека и ее творческих задатков: "Шизофрения не создает ни личности, ни одаренности — они были и до болезни, но проявления их были куда более невинны. Шизофрения для таких личностей является поздней предпосылкой (в причинно-следственном смысле) самораскрытия их глубин". "Вероятность того, что шизофрения у многих великих художников явилась одним из условий создания их творений, чрезвычайно велика, в чем нас убеждают совпадения во времени изменений творческого стиля со сменой стадий развития психоза и переменами в характере переживаний и творчества". ИНТЕРПРЕТАЦИЯ II: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ А теперь мы попытаемся выделить основные экзистенциальные составляющие состояния художника. И это будет сделано без оглядки на рассматриваемую работу Ясперса. Будем считать, что мы дополняем знаменитого философа. Вернемся к предыстории болезни. Подоплека интереса Ван Гога к теме вечной жизни свидетельствует о том, что у него был сильный страх смерти. Ощущение упадка сил, отсутствие энергии, снижение жизненных сил, отмечаемых у художника непосредственно перед началом болезни означает снижение ощущения своей субъективной и телесной реальности. Первый приступ произошел в 1888 году. Встреча и разрыв с Гогеном усугубили у Ван Гога коммуникативные трудности, что в свою очередь привело к усилению экзистенциальной изолированности. Это – неразделенное одиночество, которое должно быть преодолено изобразительным творчеством. Отрезанное ухо, посланное затем знакомой проститутке, - это символическая попытка обострить ощущение своего «Я» и преодолеет одиночество. В завершение этого раздела замечу, что все приведенные здесь экзистенциальные ощущения присутствуют не только у больных, но и у здоровых лиц. Страх смерти, неуверенность в своих силах, одиночество - это то, что время от времени переживают все без исключения люди. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ III: РЕЛИГИОЗНАЯ По ходу работы с монографией Ясперса, я услышал еще одну интерпретацию состояния художника. На этот раз религиозную. Она предлагает свой ответ на вопрос - почему Ван Гог был так религиозен до начала болезни? Не потому ли, что подсознательно Бог в живописце знал, что последнему предстоит пережить несколько приступов настоящего сумасшествия. Именно поэтому религиозные переживания Ван Гога были направлены против дьявола, породившего в нем психоз. Говоря языком кафедральных проповедей, дьявол искушал знаменитого художника, а обращенность к религии помогали этому как-то противостоять. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы по-прежнему не имеем внятных ответов на вопросы, заданные в самом начале нашего патографического исследования - почему картины человека, который при жизни считался изгоем, вошли в золотой фонд европейской культуры? Или же немного в другой расширенной формулировке - почему побочные продукты безумия столь привлекательны для современных людей? Вероятно, после всего сказанного, включая экзистенциальное анализирование болезни гения, можно согласиться лишь с тем что ответ на сказанное выше |