СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ ОТ СЕРГЕЯ ВЫГОНСКОГО: ГЕНИЙ И БЕЗУМИЕ - ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВАН ГОГА. (Часть 1).
----------------------------------
Авторская рассылка на SUBSCRIBE.RU.

ВЫПУСК 37.

Copyright ©2011, С.И.Выгонский
На главную
Публикации
Написать автору
  Ключевые слова: безумие, Ван Гог, художник, Карл Ясперс, книга "Стридберг и Ван Гог", Гоген, гений, экзистенциальная психология, самоубийство, психопатология

Этот выпуск подготовлен по материалам моего семинара, посвященного экзистенциальному взгляду на психопатологию

ВВЕДЕНИЕ: ПОЧЕМУ БЕЗУМИЕ СТОЛЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО ДЛЯ ЛЮДЕЙ

21 августа 2010 года из Каирского музея похитили картину голландского художника Ван Гога «Маки». Стоимость картины составляет около 50 млн. долларов. По размеру она невелика — 30 на 30 см. При жизни знаменитый постимпрессионист продал по очень скромной цене только одну работу - картину «Красные виноградники в Арле». Ван Гог также вошел в историю искусства как творец, который отрезал себе ухо в время приступа безумия, а затем запечатлел свое состояние на полотне. Главную же интригу этого случая можно сформулировать так - почему картины человека, который при жизни считался изгоем, вошли в золотой фонд европейской культуры. Или же немного по-другому: почему побочные продукты безумия столь привлекательны для современных людей.

Заняться этой темой меня подтолкнула монография Карла Ясперса «Стриндберг и Ван Гог», по которой несколько месяцев назад я проводил семинар. Все цитаты в настоящем выпуске сделаны из этой книги (). Замечу также, что этот выпуск содержит описательную часть болезни гения. Ее интепретации (психопатологичекая, экзистенциальная, религиозная), основанные большей частью на моем взгляде на жизнь Ван Гога, будут включены в слудющий выпуск.

ПРОЛОГ: ПРЕДЧУВСТВИЕ БЕЗУМИЯ.

Жизнь Ван Гога уместилась во временном интервале, крайними точками которого являются 1853 и 1890 годы. Будущую знаменитость отличают повышенная религиозность, замкнутость, ранимость, истощаемость, склонность к алкоголизации, проблемы во взаимоотношениях с женщинами. Ключевым для безумия Ван Гога становится начало 1888 года. В феврале 1888 года Ван Гог предчувствовал свой психоз. Ясперс приводит его высказывание

«Хотя я не думаю, чтобы моя дурь сделалась бы манией преследования, потому что то, что я чувствую в состоянии возбуждения, всегда направлено на все эти дела с вечностью и вечной жизнью. Но как бы там ни было, моим нервам я доверять не должен».

ЭПИЗОД I: ОТРЕЗАННОЕ УХО (ВАН ГОГ И ГОГЕН)

Пик коммуникативных проблем, в частности, непростых взаимоотношений с другим известным художником Гогеном приходится на весну 1888 года. История дружбы двух гениев, завершается, как известно, разрывом отношений. Ясперс цитирует слова Гогена, носящиеся к знаменитому голландцу:

«Вечером мы идем в кафе. Он берет себе стаканчик легкого абсента. И вдруг швыряет этот стакан с его содержимым мне в голову».

А вот описание первого психоза:

«На следующий вечер Гоген встретил Ван Гога на улице, и тот бросился к нему с раскрытой бритвой в руке. Гоген пристально посмотрел на него, и Ван Гог побежал прочь. Потом он отрезал себе кусок уха, положил его в конверт и отнес в бордель знакомой проститутке". Его нашли в кровати, окровавленного и без памяти, и увезли в больницу»

И здесь имеется масса вопросов: обусловлено ли ухудшение отношений с Гогеном началом психической болезни? Или же, напротив, конфликт с ним стал психологической причиной развития у Ван Гога психоза?

Четких ответов на эти вопросы нет.

ЭПИЗОД II: СТРАХ И ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАНТАЗИИ

В августе 1889 года у Ван Гога начинается второй приступ душевного заболевания, в котором присутствует страх и религиозный бред, о содержании которого Ясперс практически ничего не пишет. О признаках болезни мы узнаем из монографии Ясперса, где цитируется знаменитый художник:

«Во время припадка я трушу от страха и живу трусливее, чем надо бы», «Я пугаюсь каждого такого религиозного преувеличения».

И о нем со стороны:

«В череде его философских и теологических фантазий были короткие промежутки, «в которые он был нормален».

У художника также отмечалось сверхчеткое зрительное восприятие:

«Во время этой болезни я видел каждую комнату нашего дома в Зюндерте. Каждую тропинку, каждое растение в саду, окрестности, поля, соседей, кладбище, церковь, наш огород и даже сорочье гнездо на высокой акации на кладбище».

ЭПИЛОГ: ЖИТЬ В КЛИНИКЕ ИЛИ УМЕРЕТЬ ОТ ВЫСТРЕЛА

В 1889 живописец периодически оказывается в психиатрических заведениях, причем там он чувствует себя в безопасности. Предоставим слово Ясперсу для цитирования гения:

«Я наблюдаю у других, что они во время их кризисов тоже слышат странные звуки и голоса, и все вокруг них изменяется. Это поубавляет мой испуг перед кризисом, который у меня возник, когда я его получил… Но уже когда знаешь, как с этой болезнью обстоит, то уже подходишь к ней с совсем другой стороны»

В 1890 г. у этой истории, наконец, наступает развязка. Ван Гог совершает самоубийство. Выстрел из пистолета обрывает его жизнь. Таковы основные моменты безумия Ван Гога, отмеченные знаменитым философом и психиатром Карлом Ясперсом.

(Продолжение следует)



Сайт управляется системой uCoz