СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ ОТ СЕРГЕЯ ВЫГОНСКОГО: В.РАЙХ О СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХИКЕ ---------------------------------- Авторская рассылка на SUBSCRIBE.RU. ВЫПУСК 8. Copyright ©2005, С.И.Выгонский |
|
На главную | |
Подписаться на рассылку | |
Написать автору | |
ВВЕДЕНИЕ
Сделав небольшой экскурс в сторону отечественных марксистских представлений об общественном сознании (выпуск 7), мы возвращаемся к рассмотрению общества с психоаналитических позиций. Еще раз напомню о том, что исторически марксизм и фрейдовский психоанализ тяготели друг к другу, о чем свидетельствует факт существования такого направления как фрейдомарксизм (В.Райх, Г.Маркузе, Э.Фромм). Поэтому такая тематическая последовательность будет в значительной степени соответствовать нашему менталитету. Из творческого наследия этих исследователей, непосредственно затрагивающего социальную проблематику в рамках фрейдомарксизма, российскому читателю доступны работы В.Райха «Психология масс и фашизм» и «Сексуальная революция», Г.Маркузе «Эрос и цивилизация» и «Одномерный человек», Э.Фромма «В плену иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом» и «Концепция человека у К.Маркса». И хотя общественное сознание как таковое в этих работах практически не упоминается, оно широко обсуждается в них под разными обозначениями. Общим для этих работ является обращение к теме репрессивности как функции, присущей коллективной психике. Подавляются, по мнению представителей этого направления, человеческие инстинкты, в частности, эротические и деструктивные инстинкты. Особую роль в закреплении власти общества над индивидом играет идеология. В общем-то, в данном случае мы имеем все ту же идею несчастного закрепощенного сознания. Настоящий выпуск посвящен деятельности и творческому наследию основоположника фрейдомарксизма, основателя телесно ориентированной версии психоанализа Вильгельма Райха. Однако нас в первую очередь будет интересовать не теория и практика индивидуального райхианского характероанализа, а его представления о массовых психических процессах. 1. ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ В.РАЙХА Безусловно, Вильгельм Райх (1897-1957) – одна из наиболее одиозных, но вместе с тем и интересных фигур социального психоанализа. Именно с его именем связывают инициацию таких модернизационных процессов современности как сексуальная революция и контркультура. В 1919 он становится членом Венского психоаналитического общества. С 1924 по 1930г. возглавляет семинар по психоаналитической терапии, который фактически является первым в истории психоаналитическим НИИ. В.Райх начинает активно интересоваться социальными проблемами, пытается понять их с позиций созданной им версии психоанализа. С 1928г. по 1933г. он состоит в Коммунистической партии Германии. В 1930 организует Ассоциацию пролетарской сексуальной политики (Sexpol), которая насчитывает более 20 тыс. членов. Однако из-за своей политической активности и пропаганды идей сексуальной революции радикально мыслящий ученый подвергается осуждению со стороны своих коллег – как по профессиональной, так и партийной деятельности. С 1933г. по 1939г. он вынужден находиться в эмиграции в скандинавских странах (Дания, Швеция, Норвегия). В 1934г. создает в Осло Институт сексуально-экономических и биологических исследований. После исключения в 1933г. революционера-психоаналитика из компартии Германии следует не менее громогласное его изгнание в 1934г из Международной психоаналитической ассоциации. С 1939г. исследователь живет и работает в США. Он занимается разработкой методов вегетотерапии, продолжает работать над проблемой биофизики оргона (овеществленной сексуальной энергии), создает медицинские приборы, которые можно отнести к разряду физиотерапевтической техники. Однако и здесь ему суждено встретить непонимание, переходящее в настоящую травлю. Так, в 1954г. в США запрещают распространение райхианских оргонных аккумуляторов. В 1956г. после нарушения этого запрета он приговаривается к двум годам тюрьмы. Спустя год В.Райх умирает в тюрьме от сердечного приступа. Райхианские теории легли в основу многих современных психотерапевтических и психологических направлений – биоэнергетики А.Лоэна, гештальттерапии, холотропной терапии С.Грофа. 2. СЕКСУАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ Лексика работ В.Райха напоминает язык маргинальных теорий, которые, упустив свой шанс превратиться в результате какой-нибудь революции в официальную доктрину, становятся своего рода экзотическими экспонатами в музее истории науки. Понятие «общественное сознание» заменено в райховских текстах на конструкцию «психологические (характерологические) структуры». Исследовательский метод, которому присвоено эпатирующее название «сексуально-экономическая социология», по словам основателя фрейдомарксизма, «развивается, опираясь на социологический фундамент, заложенный Марксом, и на психический фундамент, заложенный Фрейдом. По сути своей она является массовой психологией и сексуальной социологией одновременно» (6,с.53-54). Исследователь оперирует понятием «сексуальная экономика», подразумевая то, что в массах есть определенный баланс либо дисбаланс (в силу действия сдерживающих факторов) сексуальной энергии, которая была им названа оргоном. Здоровая характерологическая структура «испытывает воздействие постоянного напряжения либидо и адекватного либидозного удовлетворения и, таким образом, обладает упорядоченной экономикой либидо» (7,с.166). Хотя В.Райх известен как основоположник сексуальной революции, следует отметить то, что вся его деятельность в этом направлении сводилась к просветительской работе среди молодежи. Его сексуально-экономический подход в этом плане вполне может быть сопоставлен с призывом возврата к естественной гармоничной жизни, подразумевающей всемерное удовлетворение эротических инстинктов. 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА По мнению австрийского психиатра, «каждый общественный строй создает в массах своих членов психологическую структуру, которая необходима ему для достижения своих целей» (5,с.48-49). Такой аппарат инстинктов «развивается у каждого члена общества в ходе постоянной борьбы между потребностью и обществом» (6,с.18). В этой структуре выделены три слоя. Для первого или ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ «характерны сдержанность, вежливость, сострадание, ответственность, добросовестность» (5, с.10). В психике человека также существует второй слой, названный ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, «который состоит исключительно из импульсов жестокости, садизма, сладострастия, жадности и зависти» (5, с.10). И, наконец, В.Райх выделяет третий слой, названный им БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ. Характеристика человека, действующего на этой основе, такова: «искреннее, трудолюбивое, склонное к сотрудничеству, любящее, и при наличии достаточной мотивации, рационально ненавидящее существо» (5, с.10). Не правда ли несколько такой психологический портрет Homo Sapiens выглядит несколько наивно? Впрочем, немного дальше мы встречаем следующий пассаж: «Сбросьте маску воспитания, и пред вами предстанет не естественная общительность, а лишь извращенный, садистский слой характера» (6,с.10). Ученый отмечает, что инстинктивные импульсы, связанные с этими структурами, являются ВТОРИЧНЫМИ ВЛЕЧЕНИЯМИ. Названы они так потому, что представляют собой «вторичный результат подавления первичных биологических влечений» (5,с.10). Определенную роль в их появлении играет постоянная мышечная ригидность (напряженное состояние мышц), которая носит защитный по отношению к вытесненным переживаниям характер. 4. ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ Именно с промежуточным слоем В.Райх связывает сам факт существования идеологии тоталитарного типа. Говоря его словами, «реакционно-консервативные явления обусловлены биопатией народных масс» (5,с.299). В книге «Характероанализ» подробнейшим образом рассматривается феномен массовых психических эпидемий - расстройства, названного ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧУМОЙ и проявляемого в форме «всплесков садизма и преступности» (7,с.404). Известный психоаналитик соотносит с этим расстройством такие проявления как «иррациональная политика, массовая безответственность людей, биопатии, убийства…» (7,с.423), а также «мистицизм в своих самых разрушительных формах», «пассивное и активное стремление к власти», «морализирование», «садистические методы воспитания», «авторитарная бюрократия», «идеология империалистических войн», «криминальная асоциальность», «порнография», «ростовщичество», «расовая ненависть» (7, с.407). В этом месте своей монографии В.Райх фактически сформулировал понятие ОБЩЕСТВЕННОЙ ПСИХОПАТОЛОГИИ. Следует признать то, что констатация наличия ДЕВИАНТНЫХ ДОМИНАНТ в общественной психике современного человека делает его теории значительно более реалистичными и пригодными для практического использования. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Браун К.-Х. Критика фрейдо-марксизма. М.: Прогресс, 1982. 2. Залкинд А. Фрейдизм и марксизм. – В кн.: Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994. С.145-167. 3. Кельнер М.С., Тарасов К.Е. «Фрейдо-марксизм» о человеке. М.: Мысль, 1989. 4. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М.: Политиздат, 1977. 5. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб. - М.: «Университетская книга», «АСТ», 1997. 6. Райх В. Сексуальная революция. СПб. - М.: «Университетская книга», «АСТ», 1997. 7. Райх В. Характероанализ. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. |