СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ ОТ СЕРГЕЯ ВЫГОНСКОГО: ЛИЧНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ---------------------------------- Авторская рассылка на SUBSCRIBE.RU. ВЫПУСК 6. Copyright ©2005, С.И.Выгонский |
|
На главную | |
Публикации | |
Написать автору | |
ВВЕДЕНИЕ
Личный менеджмент, описанный в предыдущем выпуске, будет неполным без глубинного самоанализа. В последнем случае человеку нужно определиться с вопросами, которые принято называть экзистенциальными. В числе таких тем - отношение к смерти, осознание комплекса вины, переживаний одиночества и заброшенности в мир. Эта разновидность глубинной психологии называется экзистенциальным психоанализом. Основы этого направления были заложены в работах Ж.П.Сартра, Л.Бинсвангера, И.Ялома. 1. ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ Следует признать то, что наиболее эмоционально сильным переживанием является страх смерти (танатофобия). В повседневной жизни это чувство вытеснено, заблокировано, утаивается при помощи механизмов психологической защиты. Активизация танатофобии происходит в ситуациях, несущих угрозу жизни (начало серьезной болезнь) и социальному положению человека (проблемы с карьерой, развод, судебное преследование), а также тогда, когда он ощущает утрату смысла своей деятельности (профессиональный или творческий кризис). Именно поэтому экзистенциальные вопросы в их индивидуальном преломлении требуют взвешенной и осознанной проработки. Такой самоанализ является с одной стороны ''вакцинацией'' от возникновения глубокого невроза, связанного с изменением жизненной ситуации, с другой - позволяет правильно рассчитать свои жизненные силы и определить главные цели своей жизни. Описанное в предыдущем выпуске планирование жизни невозможно без предварительного проведения такого самоанализа, позволяющего выделить из множества жизненных задач самое главное и определить время, которое отпущено природой на достижение этой цели. Результатом такой внутренней работы должно стать ощущение внутренней согласованности, целенаправленности действий, уверенности в своих силах. В некоторых случаях такие переживания оформляется в виде личного мифа, требующего воплощения в жизнь. При правильном отношении осознанная тревога, связанная с конечностью человеческого существования, приобретает мобилизующий характер. 2. КОМПЛЕКС ВИНОВНОСТИ В психоанализе, работающем с экзистенциальными проблемами, под комплексом вины понимают ответственность за реализацию собственных задатков и успешное использование возможностей, дарованных судьбой. Замечено, что чувство вины в той или иной форме присутствует в подсознании каждого человека. Принято считать, что ощущение своей виновности является обратной стороной страха смерти. Рациональное рассмотрение таких переживаний помогает человеку ответить на вопросы ''Что я должен сделать для реализации своего жизненного проекта? С чем связана моя ответственность?'' Вполне очевидно, что следующим шагом должно быть инициатива по реализации своих планов и замыслов. Проработка такого рода скрытых мыслей позволит уменьшить заложенный в них потенциал иррациональности. 3. ОДИНОЧЕСТВО И ЗАБРОШЕННОСТЬ Понимаемое в экзистенциальном смысле одиночество - это невозможность пережить в полной мере все богатство внутреннего мира, присущего другому человеку. В середине прошлого века для обозначения этого аспекта человеческого сознания широко использовалось слово ''отчуждение'', которое к тому же имело политический смысловой оттенок. В современных руководствах можно также встретить термин ''экзистенциальная изоляция''. Есть еще один аспект, связанный с ограничениями человеческого существования. Это - заброшенность человека в мир. Суть этого аспекта такова: в какой-то момент своей жизни человек начинает осознавать то, что он появился в мире в определенном месте и времени против своей воли. Эта тема вплотную связана с проблемой человеческой свободы, и ее рассмотрение скорее относится к чисто теоретическим изысканиям. Однако в ходе психоаналитических консультаций мне приходилось неоднократно работать с людьми, в том числе управленцами, которые формулировали этот вопрос в числе прочих своих психологических проблем. Конечно же, две последних темы следует рассматривать в качестве метафор возбужденного новоевропейского сознания. Тем не менее, в результате проработки проблемы экзистенциального одиночества человек неизбежно приходит к пониманию ценности эмоционально открытых и равноправных межличностных отношений. Вторая же тема, а именно - заброшенности в мир, позволяет человеку стать более реалистичным по отношению к возможностям, предоставляемым ему внешней средой. 4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. Избранные статьи. Я.Нидлмен. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ. М.: ''Рефл-бук''; К.: ''Ваклер'', 1999. 2. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М.:Политиздат, 1985. 3. Сартр Ж.П.. Экзистенциализм - это гуманизм. - В кн.: Сумерки богов. М: Политиздат, 1990. 4. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М.: ЗАО ''Бизнес-школа ''Интел-синтез'', 1998. 5. Фромм Э. Иметь или быть? М.: ''Прогресс'', 1990. 6. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма ''Класс'', 2000. С.312. 7. Экзистенциальная психология. Экзистенция. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С.56. 8. Холл К., Линдсей Г. Теории личности М.: ''КСП+'', 1997. - Экзистенциальная психология. С.307-344. |