FAQ по социальному психоанализу Наиболее важные понятия, относящиеся к социальным психоаналитическим исследованиям. Copyright (с) С.И.Выгонский, составление, вопросы и комментарии, 2004. |
|
На главную | |
Напишите мне | |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Что такое глубинная психология и психоанализ? 2. Какими проблемами занимается социальный психоанализ? 3. Что лежит в основе деления психики на сознание и подсознание? 4. Что такое массовое сознание? 5. Что такое коллективное подсознание? 6. Что такое архетипы? 7. Как соотносятся сны, фантазии и мифы с коллективным подсознанием? 8. Какова степень влияния коллективного подсознания на общественную жизнь? 9. Подавляет ли культура человеческие инстинкты? 10. Является ли Эрос и Танатос центрами коллективного подсознания? 11. Что такое сублимация? 12. Что такое проекция? 13. Что такое регресс? 14. Какова особенность основного метода социального психоанализа? 15. Что такое индивидуальное и групповое глубинное интервью? 16. Что такое метод отождествления с образом общественного деятеля? Примечания. *** 1. ЧТО ТАКОЕ ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ? Понятия "глубинная психология" и "психоанализ" фактически являются синонимами, отражающими то неоднозначное и многополярное состояние, которое сложилось в настоящее время в этой сфере. Однако в нашу эпоху брендов и авторского права отдельные исследователи, придерживающиеся фредистских психотерапевтических традиций и не желающие смириться с уходом от З.Фрейда его учеников А.Адлера и К.Юнга, развернули настоящую войну за право монопольного использования слова "психоанализ" и "психоаналитический". Едва ли с этой позицией могут согласиться специалисты-практики, использующие в своей работе методы различных психоаналитических школ. Возможно, лучше разобраться в этом помогут следующие мнения современных ученых. Овчаренко В.И.: "ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - собирательное понятие, посредством которого обозначают ряд различных направлений психологии, придающих особое значение деятельности и исследованию разнообразных бессознательных компонентов и механизмов, "скрытых" в "глубинах" психики человека. Обычно к этим направлениям относят психоанализ (фрейдизм), индивидуальную психологию А.Адлера, аналитическую психологию К.Юнга, неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм и др.). Иногда - эгопсихологию А.Фрейд, экзистенциальный анализ Л.Бинсвангера, "гормическую" психологию У.Макдугалла и др." (1). Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б.: "ПСИХОАНАЛИЗ. <...> Наука, начало которой положил Фрейд, различавший в ней три уровня: А) Метод исследования, опирающийся на выявление бессознательного значения слов, поступков и продуктов воображения (сны, фантазии, бреды) данного субъекта. В основе метода лежат прежде всего свободные ассоциации субъекта, обеспечивающие надежность истолкования. Психоаналитическое истолкование может охватывать такие продукты человеческой деятельнольности, на которые свободные ассоциации не распространяются. Б) Психотерапевтический метод, опирающийся на это исследование; он пользуется контролируемым истолкованием сопротивления, трансфера и желания. В этом смысле психоанализ значит то же, что лечение психоанализом (ср., например, "прописать психоанализ"). В) Совокупность теорий психологии и психопатологии, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения." (2). Лейбин В.М.: "Обычно под практикой психоанализа подразумевается непосредственная работа с пациентами. Речь идет о психоанализе как специфическом виде психотерапии. Все другие аспекты психоанализа остаются, как правило, за пределами внимания практикующих психоаналитиков, аппелирующих к клинике. Между тем существует так называемый прикладной психоанализ, цель которого является использование психоаналитических идей в различных сферах познания и действия людей, будь то экономика, политика, религия, культура. Он включает в себя не столько исследовательскую, сколько практическую деятельность, связанную с маркетингом, бизнесом, рекламой, имиджмейкерством, кинематографией, радио и телевещанием, системой воспитания и образования, пасторским служением." (3). 2. КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ЗАНИМАЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ? Общество в целом, власть, политические и экономические взаимоотношения, массовое сознание, современная культура во всех ее проявлениях - вот что находится в фокусе социально-психоаналитических исследований. Однако все эти составляющие рассматриваются исключительно с позиций их взаимодействия с бессознательной сферой человеческой психики. Маркузе Г.: "Традиционное разграничение психологии с политической и социальной философией устарело, так как в современную эпоху изменились сами условия человеческого существования. Таким образом, психологические проблемы оборачиваются политическими: частное растройство более непосредственно, чем прежде, отражает расстройство целого, и лечение индивидуального расстройства более непосредственно, чем прежде, зависит от лечения общего расстройства. Современная эпоха склонна к тоталитарности даже там, где она не произвела на свет тоталитарных государств. Психологию можно было разрабатывать до тех пор, пока существовала потребность и возможность самостоятельно строить частную жизнь. Но если у индивида нет ни умения, ни возможности жить для себя, термины психологии становятся терминами общественных сил, определяющих духовную жизнь. В этих условиях применение психологии для анализа социальных и политических событий означает выбор подхода, этими же событиями скомпроментированного. Задача скорее в обратном: в разработке политического и социологического содержания психологических понятий." (4). Панарин А.С.: "Главной проблемой для Маркса выступали экономическая эксплуатация и обнищание, поэтому он изучал капиталистическое предприятие в качестве основной ячейки общества. Главной проблемой неофрейдистов выступает технократическая мобилизация личности, искажающая ее природу и эксплуатирующая более тонкие материи, нежели способность к физическому труду. Речь идет не столько об эксплуатации в собственном смысле, сколько о подавлении и манипуляции." (5). И еще есть одна проблема, которая сейчас активно обсуждается в прессе и на различных общественных форумах, в том числе на семинарах, проводимых неправительственными общественными организациями. Это - проблема гендера, вопрос политического и экономического равноправия мужчин и женщин. Руткевич А.М.: "Собственно говоря, понятие gender было введено для того, чтобы отличить природные половые характеристики от социально-культурных. Так как в русском языке понятия <<секс>> и <<сексуальность>> используются для обозначения первых, а понятие <<пол>> всегда включало в себя социально-культурные стороны, то gender-studies следовало бы переводить как <<половые исследования>>." (6). 3. ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ДЕЛЕНИЯ ПСИХИКИ НА СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ? О разделении человеческой психики на две части - осознаваемой и бессознательной - было известно давно. Люди признавали тот факт, что в них имеются некие иррациональные скрытые силы, способные подчас корренным образом менять их жизнь. Но лишь на рубеже XIX-XX веков ученые занялись этой проблемой вплотную. Именно это открытие стало революционным для своего времени и определило облик современной психологической науки. Фрейд З.: "Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни. Вспомните, что мы, наоборот, привыкли идентифицировать психическое и сознательное. Именно сознание считается у нас основной характерной чертой психического, а психология -- наукой о содержании сознания. Да, это тождество кажется настолько само собой разумеющимся, что возражение против него представляется нам очевидной бессмыслицей, и все же психоанализ не может не возражать, он не может признать идентичность сознательного и психического. Согласно его определению, психическое представляет собой процессы чувствования, мышления, желания, и это определение допускает существование бессознательного мышления и бессознательного желания... Вопрос о том, тождественно ли психическое сознательному или же оно гораздо шире, может показаться пустой игрой слов, но смею вас заверить, что признание существования бессознательных психических процессов ведет к совершенно новой ориентации в мире и науке". (7). Фромм Э.: "Сознание - это деятельность мозга в состоянии, когда мы оперируем с внешним миром, то есть когда мы действуем. Подсознание - это то, что происходит в мозгу в состоянии, когда все наши связи с внешним миром отключены и мы обращены не к действию, а к восприятию себя" (8). Философский энциклопедический словарь: "ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ - слой сознания, обычно прикрытый верхним сознанием и обнаруживающий себя явно только в особых случаях (например, при ошибочных действиях, в сновидениях)."(9). 4. ЧТО ТАКОЕ МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ? Это - субъективное пространство, объединяющее и отражающее в различных формах сиюминутные чувства и мысли множества людей. Причем в отличие от коллективного подсознания эта часть психического айсберга является осознаваемой. Ему присущи политические, культуральные, социальные, экономические и иные характеристики, а также составляющие, связанные с деятельность средств массовой информации. Проявляется оно в историческом и проблемном контексте. Помимо этого выделяют формирующие его факторы. Наиболее известные элементы его содержания - образы или имиджи известных людей, организаций, предметов и явлений. Ольшанский Д.В.: "Массовое сознание - один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей ("массам"). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (свомещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных "классических" групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним. Это новое качество, возникающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам "классических" групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое сознание в основном носит обыденный характер" (10). Фрейд З.: "Теперь - если речь идет о социальной или массовой психологии - эти отношения перестали принимать во внимание, выделяя как предмет особого исследования одновременное влияние на одного человека большого числа лиц, - с которыми он чем-то связан, хотя они во многом могут ему быть чужды. Таким образом, массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия, институции или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу." (11). Грушин Б.А.: "Общественное сознание являет собой удивительный мир. Объективируемой, с одной стороны, в весьма осязаемых продуктах человеческого труда - физического и умственного, в том, что обычно называют материальной и духовной культурой человечества, оно, с другой стороны, реализуется во множестве едва уловимых, проявляющихся лишь в "текущих" поступках людей образований, вроде традиций и настроений, нравов и верований, социальных симпатий и предрассудков. В значительной своей части созданное вереницей предшествующих поколений, оно вместе с тем в каждый момент существования общества рождается буквально "на глазах", в потоках мыслей и чувств живущих поколений. Устойчиво зафиксированное в бесконечном ряду разноообразных текстов - книг, документов, произведений искусства, оно одновременно отличается подвижностью, постоянно меняется в своих очертаниях" (12). 5. ЧТО ТАКОЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОДСОЗНАНИЕ? Концепция, вызывающая наиболее жесткую критику со стороны ученых традиционалистических ориентаций. Это обусловлено прежде всего тем, что изучение этих областей психики экспериментальными или статистическими методами невозможно. Вместе с тем, это понятие широко используется философами, политологами, культурологами, специалистами по масс-медиа и рекламе, а также писателями, журналистами и лицами, работающими в сфере изобразительных искусств. Синонимы - память поколений, историческая память, наследственное или генетическое подсознание, архаические или родовые представления. Юнг К.: "Мы, пожалуй, окажемся ближе всего к истине, если представим себе, что наша сознательная и личная психика покоится на широком фундаменте унаследованной и всеобщей духовности диспозиции, которая как таковая бессознательна, и что наша личная психика относится к коллективной психике примерно так, как индивидуум к обществу"(13). Юнг К.: Содержания коллективного бессознательного - это результат психического функционирования ряда предков, то есть в их совокупности это природный образ мира, слитый и сконцентрированный из опыта миллионов лет. Эти образы являются мифологическими и потому символическими, поскольку они выражают гармонию познающего субъекта с познаваемым объектом. Само собой разумеется, вся мифология и все откровения произошли из этой матрицы опыта, а значит, и будущая идея о мире и человеке также выйдет из нее." (14). Ефремов И.: "Наследственная память человеческого организма - результат жизненного опыта неисчислимых поколений, от наших предков - древних рыб до человека, от палеозойской эры до наших дней. Эта инстинктивная память клеток и организма в целом есть тот автопилот, который автоматически ведет нас через все проявления жизни, борясь с болезнями, заставляя действовать сложнейшие автоматические системы нервной, химической, электрической и невесть еще какой регулировки. Чем больше мы узнаем биологию человека, тем более сложные системы мы в нем открываем. Все они ведут к главной цели - независимости организма от непосредственного воздействия окружающего, следовательно, к устойчивости и независимости мышления путем создания постоянства условий внутри тела человека, так называемого гомеостазиса" (15). 6. ЧТО ТАКОЕ АРХЕТИПЫ? Коллективное подсознание структурировано. Оно состоит из архетипов - комплексов древних мифологизированных представлений и переживаний, определяющих нашу жизнь. К коллективному подсознанию применима пространственная метафора – чем более глубокий уровень подсознательной психики проявляет себя, тем более архаичными по форме являются переживания, охватывающие нас в те или иные минуты. Юнг К.: "Архетип, как уже было сказано, есть динамический образ, часть объективной психики, которую понимают правильно лишь тогда, когда переживают ее в качестве равного партнера. Общее описание этого процесса, который протекает длительное время, лишено смысла - даже если бы такое описание было возможным, - поскольку у отдельных индивидуумов он может принимать самые различные формы. Единственное, что является общим, - это проявление определенных архетипов. Упомяну, в частности, такие образы, как Тень, зверь, старый мудрец, анима, анимус, мать, ребенок, а также неопределенное множество архетипов, выражающих ситуации. Особое место занимают те архетипы, которые выражают цель или цели процесса."(16). Одайник В.: "Невозможно перечислить все архетипы, имеющиеся в распоряжении психики. Более того, на их формирование и констелляцию влияют не только культурная и индивидуальная наследственность, но и сознательные склонности. Тем не менее существует ряд символов, идей, ситуаций и фигур (figures), которые, в силу повторяющегося переживания их человечеством, приобрели характер психических структур и почти у всех людей вызывают одинаковую реакцию. Среди архетипических фигур: мать, отец, дитя, девушка, правитель, священнослужитель, врач, учитель и четыре основных женских и мужских архетипа - физически или сексуально привлекательный мужчина или женщина; роковая женщина и романтический мужчина; мать с ребенком и деятельный мужчина; мудрый старец и мудрая старуха. Архетипические ситуации включают в себя рождение, достижение половой зрелости, ухаживание, половую связь, брак, смерть. Архетипических символов множество, и они составляют материал мифологии, религии, сновидений, искусства и литературы" (17). 7. КАК СООТНОСЯТСЯ СНЫ, ФАНТАЗИИ И МИФЫ С КОЛЛЕКТИВНЫМ ПОДСОЗНАНИЕМ? Наиболее приближенным к коллективному подсознанию психическим материалам являются сны, фантазии и мифы. Их изучение позволяет расшифровать и увидеть те глубинные психические течения, которые определяют контуры нашего общественного сознания. Юнг К.: "...бессознательный аспект любого явления открывается нам в снах, в которых он возникает не как рациональная мысль, а в виде символического образа. Исторически именно изучение снов подвигнуло психологов на изучение бессознательного аспекта сознательных психических явлений.."(18). Юнг К.: "Фантазия играет важнейшую роль в психической структуре в целом; она связывает глубочайшие слои бессознательного с высшими продуктами сознания (искусство), мечту с реальностью; она сохраняет архетипы рода, незыблемые, но вытесненные представления коллективной и индивидуальной памяти, табуированные образы свободы." (19). Юнг К.: "Коллективное бессознательное, видимо, состоит – насколько мы вообще вправе судить об этом - из чего-то вроде мифологических мотивов или образов; поэтому мифы народов являются непосредственными проявлениями коллективного бессознательного. Вся мифология - это как бы своего рода проекция коллективного бессознательного» (20). 8. КАКОВА СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОДСОЗНАНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ? В той или иной степени коллективное подсознание определяет подавляющее большинство событий нашей общественной жизни. Оно формирует главные социальные и экономические доктрины, культурно-развлекательные предпочтения, сексуальное поведение и многое другое. Юнг К.: Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам. Особенно это касается религиозных представлений. Но и центральные научные, философские и моральные понятия не являются здесь исключениями. Их можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою нынешнюю форму в результате использования сознания, ибо функция сознания заключается не только в том, чтобы воспринимать и узнавать через ворота разума мир внешнего, но и в том, чтобы творчески переводить мир внутреннего во внешнее" (21) Одайник В.: «Спонтанно возникшие группы иногда превращаются в организованные объединения и ассоциации, и если задача организации, при этом неважно какой: религиозной, военной, социальной, экономической или политической, в том, чтобы поддерживать среди ее членов единство и сходство позиций и реакций, то одинаковый психический опыт неизбежно должен объединить всех ее членов. Дело, однако, в том, что в организованных группах одинаковый психический опыт прививают намеренным и искусственным образом, как правило, посредством образования и пропаганды, которые, в свою очередь, используют символы, мифы или идеи, вызывающие чувство связанности с группой эмоциональными обязательствами. Чем полнее отражают эти символы психическое наследие и нынешнее состояние членов группы, тем эффективнее они используются в качестве консолидирующей силы» " (22) Сорос Д.: «Существует двусторонняя связь между представлением о мире участников определенной ситуации и самой этой ситуацией. С одной стороны, их взгляды преобразуются в события, с другой стороны, события формируют взгляды. Первую функцию я назвал функцией участия, а вторую - когнитивной функцией. Действительность и представления о ней связаны в двустороннюю петлю обратной связи, которую я называю рефлексивностью. Она определяет необратимый исторический процесс, в котором задействованы и действительность, и взгляды участников. То, что я называю предубеждением участников, играет важнейшую роль в определении хода событий. В типичной последовательности господствующее предубеждение и господствующая тенденция начинают движение как союзники, усиливая друг друга, но в конце их взаимоотношение непременно должно стать саморазрушительным, потому что разрыв между представлениями и фактами не может увеличиваться до бесконечности» (23). 9. ПОДАВЛЯЕТ ЛИ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ИНСТИНКТЫ? Взаимодействие общественного сознания и коллективного подсознания носит динамический характер, прежде всего потому, что накапливаемая веками человеческая цивилизованность подавляет инстинкты человека. Фрейд З. (из работы «Будущее одной иллюзии»): "...всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений; неизвестно еще даже, будет ли после отмены принуждения большинство человеческих индивидов готово поддерживать ту интенсивность труда, которая необходима для получения прироста жизненных благ. Надо, по-моему, считаться с тем фактом, что у всех людей имеют место деструктивные, т.е. антиобщественные и антикультурные тенденции и что у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе." (24). Маркузе Г.: "Когда Фрейд ставит под сомнение культуру, им руководит отнюдь не романтическая или утопическая точка зрения - он исходит из тех страданий и бедствий, которые несет деятельность культуры. Несвобода и принуждение - вот цена культурной свободы и прогресса." (25). Маркузе Г.: "Борьба за существование приводит к репрессивной модификации инстинктов главным образом из-за недостаточности средств и ресурсов для целостного, безболезненного и не требующего тяжелого труда удовлетворения инстинктивных потребностей." (26). 10. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭРОС И ТАНАТОС ЦЕНТРАМИ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОДСОЗНАНИЯ? Главный динамический конфликт коллективного подсознания связан с наличием в нем двух конкурирующих центров – Эроса (инстинкта жизни) и Танатоса (инстинкта смерти). Объединяет их то, что первый направлен на коллективное или родовое самосохранение, второй – на индивидуальное самосохранение. Фрейд З. «Человеческие массы должны быть либидонозно связаны; одна необходимость, одни выгоды совместного труда их бы не удержали. Этой программе культуры противостоит природный инстинкт агрессивности, враждебности одного ко всем и всех к каждому. Агрессивное влечение - потомок и главный представитель инстинкта смерти, обнаруженного нами рядом с Эросом и разделяющего с ним власть над миром. Теперь смысл культурного развития проясняется. Оно должно нам продемонстрировать на примере человечества борьбу между Эросом и Смертью, инстинктом жизни и инстинктом деструктивности, Эта борьба - сущность и содержание жизни вообще, а потому культурное развитие можно было бы просто обозначить как борьбу человеческого рода за выживание. (27). Г.Маркузе: "Непрерывно нуждаясь в сублимации и десексуализации, культура тем самым ослабляет создающий ее Эрос и освобождает разрушительные импульсы. Это угрожает цивилизации распадом инстинктов, причем влечение к смерти стремится взять верх над инстинктами жизни. Таким образом, поскольку в основе цивилизации лежит прогрессивный отказ от удовлетворения потребностей, то она движется к самоуничтожению" (28). 11 ЧТО ТАКОЕ СУБЛИМАЦИЯ? Сублимация является основным психическим механизмом, позволяющим динамически (энергетически) взаимодействовать верхнему и нижнему этажу общественной человеческой психики. Это один из способов защиты сознания от разрушительных бессознательных сил. Фрейд З. (из работы "Недовольство культурой"): «Сублимация влечений представляет собой выдающуюся черту культурного развития, это она делает возможными высшие формы психической деятельности - научной, художественной, идеологической,- играя тем самым важную роль в культурной жизни. Поддавшись первому впечатлению, хочется даже сказать, что сублимация - это судьба, навязанная влечениям культурой» (29). Г.Маркузе: «...свобода в цивилизации по самой своей сущности антагонистична счастью, ибо влечет за собой его репрессивную модификацию (сублимацию)» (30). Словарь по психоанализу: «Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты» (31). 12. ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКЦИЯ? Проекция – механизм психологической защиты, при котором человек и некоторая группа людей переносят на окружающих свои внутренние представления. При этом объекты такого переноса (публичные политики, деятели науки и культуры, руководители крупных предприятий и т.д.) видятся исключительно в свете подобных представлений (феномен идеализации или «демонизации» общественного лидера). Демоз Л.: «...отдельный человек устанавливает связь с большой группой посредством мощных проекций, а лидеру поручает помогать в этой задаче. Это относится ко всем большим группам, когда-либо существовавшим в истории; чтобы проделать все это и в итоге защититься от примитивных тревог, большой группе требуется специфические групповые фантазии. Чего от лидеров групповых фантазий ожидают так это чтобы они нашли место для сброса огромного количества эмоциональных проекций... То, что сбрасываемые эмоции по происхождению принадлежат младенческому периоду, не подлежит сомнению, но, к своему удивлению, я обнаружил, что они относятся ко всем уровням психической организации, так что в 1914 г. правители Германии могли называть сербов не только «цареубийцами» (эдипова стадия), что еще можно понять, но и "отвратительными" (оральная стадия), "грязными" (анальная стадия) и "распущенными" (фаллическая стадия)." (32). 13. ЧТО ТАКОЕ РЕГРЕСС? Еще одним механизмом психологической защиты от иррациональных бессознательных сил является регресс – временный возврат общественного сознания в периоды кризиса к более ранним состояниям. Фрейд З. (из работы "Психология масс и анализ человеческого "Я"): «Мы вправе сказать себе, что обширные аффективные связи, замеченные нами в массе, вполне достаточны, чтобы объяснит одно из ее свойств, а именно отсутствие у индивида самостоятельности и инициативы однородность его реакций с реакцией всех других, снижение его, так сказать, до уровня массового индивида. Но при рассмотрении массы как целого она показывает нам больше: черты ослабления интеллектуальной деятельности, безудержность аффектов, неспособность к умеренности и отсрочке, склонность к переходу всех пределов в выражении чувств и к полному отводу эмоциональной энергии через действия - это и многое другое, что так ясно излагает Ле Бон, дает несомненную картину регресса психической деятельности к более ранней ступени, которую мы привыкли находить у дикарей или у детей. (33). 14. КАКОВА ОСОБЕННОСТЬ ОСНОВНОГО МЕТОДА СОЦИАЛЬНОГО ПСИХОАНАЛИЗА? Психоаналитический метод изучения бессознательного, первоначально применявшийся лишь в качестве метода психотерапии, был затем перенесен основателями глубинной психологии (З.Фрейд, К.Юнг) в область социальных исследований. Его эффективность была, в частности, подтверждена практикой рекламы, использовавшей результаты психоаналитически ориентированных тестов, которые выполнялись потребителями. Дадун Р.: «Медикализация открытий Фрейда имеет и парадоксальный качественный эффект: вся область деятельности, которую за неимением другого термина мы называем "внемедицинской", - область культуры, познания, внутреннего мира и т.д. - оказывается тайно, с помощью обходного маневра пронизанной медициной. Ограничивая психоанализ медицинской "специализацией", медикализация затем расплывается, подобно нефтяному пятну на воде: сначала, как Фрейд, лечат больных истерией и неврозами, потом переходят ко всякого рода неопределенным нарушениям, к случаям, связанным с различными тяжелыми ситуациями. В результате этого бесконечного расширения "терапией" оказывается охваченной вся социальная структура - со всеми своими ненормальными, плохо адаптированными к условиям цивилизации, нонконформистами, ниспровергателями ценностей и т.п.» (34). 15. ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ГРУППОВОЕ ГЛУБИННОЕ ИНТЕРВЬЮ? Помимо интерпретации материалов, распространяемых средствами массовой информации, в социальном психоанализе широко используются методы индивидуального и группового глубинного интервью. Последний метод еще называется методом фокус-групп. Куттер П: «…метод психоанализа, нацеленный на осознание бессознательного, может быть с успехом применен и к небольшим группам (терапевтические группы и семьи). При этом, однако, здесь решаются иные проблемы, чем в случае, когда предметом психоанализа оказывается отдельная личность. Если самый главный методологический принцип состоит в том, что метод должен быть адекватен предмету, то задача осознания бессознательного в группах и семьях может быть названа психоаналитической только тогда, когда она ставится перед отдельным участником. С учетом другого предмета изучения - группы или семьи - речь уже идет об ином методе, а именно о групповом или семейном анализе. Если же пойти еще дальше и сделать предметом психоаналитического исследования процессы, протекающие между группами, большими группировками людей или целыми учреждениями, то тогда мы вступим в область, которой уже давно занимаются другие науки» (35). Куттнер П. (о социологии и политологии): «Названные науки, конечно, пытаются внести бессознательные социальные процессы в область сознательного знания. Они даже добиваются в этом успеха. Тем не менее, я не могу избавиться от ощущения, что эти науки периодически приближаются к границам, которые не могут быть преодолены методом одного лишь эмпирического социального исследования. Речь идет о границах между сознательными и бессознательными процессами. Эти границы могут быть расширены с помощью психоаналитических методов получения данных. К этому относится психоаналитическое " интервью" с отдельным человеком с использованием свободных ассоциаций и регрессивного анализа. В небольших контролируемых группах может быть с успехом использован групповой аналитический метод для исследования бессознательных процессов аналогично тому. что происходит в терапевтической группе. Относительно успешно психоаналитические средства могут применяться и в больших группах (до 50 лиц)» (36). 16. ЧТО ТАКОЕ МЕТОД ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ С ОБРАЗОМ ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ? Еще одной разновидностью глубинно-психологических социальных исследований является метод отождествления с образом известного общественного деятеля. При этом исследователь исходит из того, что личности, участвующие в принятии масштабных решений, являются выразителями бессознательных ожиданий и настроений масс. Такой подход близок к методу, называемому психологическим портретированием. Демоз Л.: «Если говорить об особых методах психоистории, то это своя методология открытия, которая пытается решить проблемы исторической мотивации при помощи уникального сочетания исторических документов, опыта клинической практики и собственного эмоционального опыта исследователя» (37). Демоз Л.: «Я попытался отождествить себя с лидерами, о которых располагал наиболее полным материалом, читая все биографии лидеров от Наполеона до Гитлера, какие только мог достать, прислушиваясь к их "свободным ассоциациям" с окружающими событиями. Я на целые недели погружался в материал и каждое утро анализировал сны на предмет своих собственных "ассоциаций" и защитных механизмов» (38). ПРИМЕЧАНИЯ 1. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. Мн.:Выш.шк., 1994. С.167. 2. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Пер.с франц. Н.С.Автономовой. М.: Высш.шк., 1996. С.394. 3. Лейбин В.М. Психоанализ. СПб.: Питер, 2002. С.13. 4. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1995. С.XXI-XXII. 5. Панарин А.С. Политология. М.: "ПРОСПЕКТ", 1998. С.172. 6. Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций. М.: Издательская группа ИНФА-М - ФОРУМ, 1997. С.304. 7. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.М.:Наука, 1989. С.11-12. 8. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. С.193. 9. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С.348. 10. Ольшанский Д.В.: Психология масс. СПб.: Питер, 2001. С.20. 11. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, 1992. С.257. 12. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. С.24-25. 13. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. С.203. 14. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Издательская группа <<Прогресс>>, <<Универс>>, 1993. С.244. 15. Ефремов. Сочинения в 3х тт. Т.3. (Книга первая). Лезвие бритвы. М:Молодая гвардия, 1975. С.519. 16. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. С.160. 17. Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи К.Г.Юнга. Пер. с англ. К.Бутырина. СПб.: "Ювента", 1996. С.28. 18. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.:Ренессанс,СП"ИВО-СиД", 1991. С.27. 19. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.:Издательская группа <<Прогресс>>, <<Универс>>, 1993. С.144. 20. Юнг К.Г. Там же. С.126. 21. Юнг К.Г. Там же. М.:Издательская группа <<Прогресс>>, <<Универс>>, 1993. С.133. 22. Одайник В. Там же. С.174-175. 23. Сорос Д. Советская система: к открытому обществу. Пер.с англ.Т.В.Курашевой. - М.: Политиздат, 1991. С.111-112. 24. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.:Ренессанс, 1992. С.20. 25. Маркузе Г. Там же. С.8. 26. Маркузе Г. Там же. С.134. 27. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. С.115. 28. Маркузе Г. Там же. С.81. 29. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. С.95. 30. Маркузе Г. Там же. С.9. 31. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Там же. С.510. 32. Демоз Л. Психоистория. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. С.120-121. 33. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. С.298-299. 34. Дадун Р. Фрейд. М.: Издательство АО <<Х.Г.С.>>, 1994. С.255-256. 35. Куттер П. Современный психоанализ. - СПб.: "Б.С.К.", 1997. С.290. 36. Куттер П. Там же. С.291-292. 37. Демоз Л. Там же. С.118. 38. Демоз Л. Там же. С.122. |