Публикации

На главную

E-mail: post-sv@yandex.ru

РОССИЙСКИЕ АРХЕТИПЫ: НАРОД И ВЛАСТЬ.
С.ВЫГОНСКИЙ

По России бродят толпы обманутых людей. И если раньше такой социальной прослойкой являлись жертвы концерна МММ, то сейчас эту нишу активно осваивают агитаторы. Да-да, не удивляетесь, именно - агитаторы.
То есть люди, которые из-за стеснительных жизненных обстоятельств подрядились по сходной цене помочь некому уважаемому человеку стать депутатом - от одномандатного округа либо по партийному списку. А тот, попав во власть, подчас забывает (какая мелочь!) расплатиться с наемными работниками листовки и клея. С теми самыми людьми, благодаря которым наш условный герой стремительно возносится на недосягаемую для простых смертных социальную высоту.
Конечно, можно было бы отмахнуться от этой проблемы, объяснив ее риском всего предвыборного "бизнеса" (сами, мол, виноваты!), если бы не одно "но". Дело в том, что эта вполне заурядная история высвечивает чрезвычайно важную психологическую закономерность, свойственную нынешним взаимоотношениям человека и управленческой вертикали. Речь идет об отчуждение власти от народа.
Очень похоже, что здесь проявляется известный культурный архетип россиян. Напомню, что, согласно легенде, на заре своей истории славяне обратились к варягам и пригласили править землей русской трех варяжских князей - Рюрика, Синеуса, Трувора.
Сразу возникает вопрос - они не доверяли собственным правителям? И потому решили воспользоваться услугами заморских "менеджеров"?
Безусловно, для этого исторического мифа у нас найдется культурологическое объяснение. В частности, можно проанализировать ту часть сюжета, которая упоминает трех правителей. Эта повествовательная деталь символизирует идеальную сторону вещей, замысел или проект, если хотите, православную Троицу или древнегреческий Логос. Данный текст показывает нам основной вектор нашей общественной эволюции, ее глубинную направленность - от азиатского типа (коллективного, общинного) к евро-
пейскому (индивидуальному).
Однако самые возвышенные экскурсы в культурологию не могут объяснить самого главного. А именно - почему все-таки наши предки не захотели отдать власть своим соотечественникам? Неужели и тогда приобщение к управленческой деятельности являлось для многих непреодолимым испытанием на моральную прочность?
Возвращаясь к теме обманутых агитаторов, справедливости ради замечу, что в нечестной сделке, совершаемой в ходе такого предвыборного торга, участвуют две стороны. Одна при этом забывает расплатиться по долгам (они же не картежные!), другая - раздав информационные материалы знакомым, вовсе не идет на выборы (хотя и клятвенно заверяет в том своих партийных или производственных начальников). Подобная партизанская "тактика" дает затем таким избирателям моральное право заявить при случае друзьям "А я за него не голосовал!"
Вероятно, кое-кто не согласится со мной, аргументируя свои возражения тем, что ситуация с агитаторами - это всего лишь частный случай и далеко не все нанимаются на такую работу. Однако проблема заключается даже не в том, что одни обещают золотые горы, будучи заранее осведомлены о своей финансовой несостоятельности. Скорее неясна причина, по которой другие так легко поддаются на этот обман, не являющийся ни для кого особым секретом.
И как тут не согласиться с Н.Бердяевым, который писал: "Во всякой власти есть гипноз, священный или демонический...". От себя добавлю, что гипнотическому влиянию или, говоря современным языком, пропаганде подвержены прежде всего те, кто в глубине души хочет быть загипнотизированным.
Почему вообще нас так привлекают различные чудотворцы - экстрасенсы, колдуны, ворожеи? В том числе экономисты-реформаторы, не имеющие опыта реального хозяйствования, и профессиональные партийцы, которые с легкостью меняют свои убеждения? И чего греха таить: совсем недавно население одной шестой земного шара непоколебимо верило в то, что очень скоро повсеместно воцарится социальная справедливость, при которой всяких товаров будет видимо-невидимо. Ну чем не "царство божие"?
Впрочем, вера в чудеса и утопическое будущее - это святое. Лучше поговорим о чем-то более приземленном. Например, о том, что отказ идти на избирательный участок равнозначен выдаче расписки с непроставленной суммой долга. Возьмите, потом сами заполните - я вам доверяю! Это как с ваучерами: кто-то взамен них получил акции "Газпрома", а кому-то достались именные билеты небезызвестного ЧИФ''а "Буратино интернейшнл". В этом случае меньшинство проголосует сообразно своему разумению и тогда нам останется только разводить руками. А ответственность за все в конечном итоге ложится на нас самих: нечего создавать условия, благоприятствующие таким
манипуляциям.
И потому не поленитесь и посетите хотя бы одну встречу с очередным претендентом на выборную должность от вашего округа. Спросите этого человека: а что он уже сделал для вас? И если к тому же вы решили поработать на такого кандидата, не забудьте оформить свои отношения с ним в виде контракта с оговоренными ус- ловиями труда. Даже если это временный труд агитатора. Поверьте мне, как психотерапевту: быть в чем-либо обманутым - дважды или трижды - очень неприятно. Такие обиды нередко приводят к настоящему душевному истощению. Поэтому проявите бдительность. И уж тем более никому не отдавайте свое право выбирать власть.
Так и хочется воскликнуть: граждане, не будьте "лохами"! Идите на выборы!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Опубликовано: Выгонский С. Российские архетипы: народ и власть. - Личный эксперт, 15 мая 2001г., № 8. С.8.



Сайт управляется системой uCoz