ПРЕКРАСНЫЙ МИР КИБЕРНЕТИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО

Copyright (c) С.И.Выгонский, 2005.

Гордыня человека не имеет границ. Порой он воображает о себе невесть что. Более того, такие мысли нередко толкают его на совершенно безрассудные поступки. Например, однажды человек создал по своему образу и подобию настоящий искусственный мозг. И назвал это творение компьютером. Невольно вспоминается знаменитый библейский текст «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Бытие,1:26).

Что же общего между таким электронным оборудованием и человеческой психикой? На первый взгляд едва ли можно придумать более нелепый вопрос. А какая разница между живым и неживым, спросит читатель. И будет прав. Человек не только наделен свободой воли, но и способен развиваться, в то время как компьютер - нет.

Правда, внутреннее состояние этого устройства постоянно меняется. Но чем тогда такой механизм отличается от часов или автомобиля? Тем не менее, будучи врачом, я насчитал шесть аналогий, которые убеждают в том, что создание компьютера не было случайностью. Об этом я писал еще в 2000г. в публикации «По образу и подобию: рождение компьютера». Напомню, что точно также в свое время для создания теории Фрейда, описывающей психическую деятельность человека, были использованы метафоры из физики и геологии.

АНАТОМИЯ СХОДСТВА

Часть аналогий относятся к жестко заданным параметрам работы вычислительной техники. Кроме того, эти сопоставления имеют тотальный характер. Это, как выразились бы философы, своего рода изначальные границы, определяющие бытие киберсубъекта. В роли последнего выступает виртуальная реальность, сформированная внутри отдельной «персоналки».

Итак, аналогия первая – тело и разум. Бросается в глаза прежде всего то, что «железо» (сама аппаратура) подобно мозговому веществу. Оно точно также по своим ресурсам заранее жестко задано и в широких пределах практически неизменяемо. А вот «софт» (программное обеспечение) всегда можно заменить или обновить. Поэтому эта часть компьютера совпадает с социальными установками и приобретенными навыками, к которым человек приобщается в процессе обучения. Однако такое сходство, безусловно, является чересчур общим и носит, по-видимому, чисто системный характер. Впрочем, имеются и другие, более специфические точки соприкосновения.

Не менее философской выглядит и аналогия вторая – картина мира. Системный блок компьютера соединен с монитором, посредством которого информация и становиться доступной для пользователя. Такие изображения очень похожи на образы, возникающие в нашей голове и основанные на впечатлениях, получаемых от контактов с внешней действительностью. Но подобные ощущения далеко не всегда точно отражают окружающую среду. И неважно, какие факторы генерируют такого рода искажения - органические, связанные с необратимыми повреждениями мозга, токсические или психогенные. Вот вам модель человеческого сознания. В этом примере воплотилось главное свойство любой психической деятельности - отражать мир, в котором мы находимся.

Пожалуй, самой впечатляющей является аналогия третья – нервная клетка. Ее суть заключается в соответствии простейшего элемента машинного «языка» (бита) двум основным состояниям нервной клетки, которая может находиться в возбужденном либо в спокойном состоянии. А за такими «сигналами» стоят два значения, которые «бит» может передавать (1 или 0). Это своеобразный молекулярно-кибернетический Эрос и Танатос. Интересно, что компьютерное «слово» имеет 8 значений, что также примерно совпадает с оптимальным объемом запоминаемой нами информации (от пяти до девяти элементов). Сходство, как мы видим, стопроцентное.

ПОРЫВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ДУШИ

Следующая группа аналогий относится к преимущественно локальным и функциональным характеристикам компьютерных систем.

Аналогия четвертая – запечатленный опыт – описывает устройства и процессы, находящиеся на границе между жестко заданным и функциональным, но значительно ближе к последнему. Совершенно очевидно, что если бы природа не наделила человека способностью опосредованно фиксировать все происходящее с ним, то он просто бы не выжил в столь изменчивом мире. А как иначе человек определял бы суть встречающихся ему вещей - заключена ли в них какая-то угроза или, наоборот, они являются чрезвычайно полезными? В компьютере имеется оперативное запоминающее устройство (RAM), которое по своим функциональным возможностям равнозначно нашей краткосрочной памяти. А винчестер - это тоже своеобразная память, но только долгосрочная.

«Слишком человеческой» (выражение Ф.Ницше) является, по-видимому, аналогия пятая – воодушевление. Известно, что компьютер совершенно не может работать без «подхлестывания» своих систем. Эта функция возложена на специальное устройство, называемое таймером. Оно-то и синхронизирует электронные импульсы, непрерывно проходящие по компьютерным микросхемам. У человека также есть нечто похожее. В такой роли выступают эмоциональные реакции, которые способны мобилизовать в трудную минуту скромные человеческие ресурсы. А иногда они способны поставить под угрозу не только повседневные взаимоотношения с окружающими, но и нашу карьеру и семейную жизнь.

И, наконец, аналогия шестая – зеркальная симметрия. В компьютере воссоздано такое свойство нашего мозга, как наличие двух способов обработки информации. Дело в том, что мозг разделен на два полушария. Левая половина этого важнейшего человеческого органа отвечает за последовательную обработку информации - элемент за элементом. Поэтому с этим полушарием связана речь. А вот правая часть нашей центральной нервной системы в основном оперирует образами или монолитными смысловыми блоками.

Закономерности первого типа в компьютере воспроизведены в виде последовательного интерфейса. К такому входу (COM) обычно присоединяется манипулятор-мышь. Второй же способ можно сравнить с параллельным интерфейсом (LPT), к которому подключается принтер.

РОЖДЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Итак, человек сотворил компьютер, взяв за основу самого себя. Но что ожидает человечество в отдаленном будущем, когда народившееся на свет "дитя" повзрослеет? Останутся ли отношения живого и искусственного разума такими же безоблачными, какими они являются сегодня?

Здесь уместно вспомнить предсказание знаменитого фантаста А.Кларка, который считал, что в 2020 году появиться искусственный интеллект, по своей мощи сравнимый с человеческим. И с этого момента, по его мнению, на Земле будут сосуществовать два мыслящих существа – рожденное естественным путем и собранное на конвейере.

Конечно же, приступая к рассмотрению такой ситуации, я прежде всего имею в виду вполне зрелую фазу развития искусственного интеллекта, когда он наряду с массовым распространением и получением возможности совершать манипуляции с предметами окружающей среды обретет способность к технологическому самовоспроизводству.

Однако вполне закономерен вопрос – зачем сотворенному разуму непосредственно воздействовать на окружающую среду, если ею можно управлять посредством всепроникающей телекомуникационной сети нового поколения? К слову сказать, уже сегодня ведутся интенсивные разработки по созданию так называемого «интеллектуального жилья», в котором все персональное пространство, включая источники электроэнергии, микроклиматические установки, водоснабжение, будут подключены к Интернету.

Таким образом, андроидов не будет. Скорее следует ожидать появление централизованной административной и коммунально-хозяйственной компьютерной системы, эволюционировавшей из обычной «паутины» и управляемой искусственным интеллектом. К тому же, такой административный инструмент планетарного масштаба документ создаст все условия для реализации политологического кошмара последних лет, называемого «мировым правительством». Даже с учетом прогноза американского писателя, произойдет это никак не ранее 2045г.

Но это – социальный аспект. В психологическом же плане такой кибернетический личностный профиль по многим характеристикам окажется диаметрально противоположным человеческому. Прежде всего, по моральным и эстетическим, поскольку и то, и другое имеет эволюционно-биологическую обусловленность.

Известный российский генетик В.П.Эфроимсон соединил представление о прекрасном с актом воспроизводства рода человеческого, объяснив такую взаимосвязь эволюционной целесообразностью: «Представим себе наших отдаленных предков лишенными такого чувства. Результат – спаривание кого попало с кем попало и массовые распространения тех бесчисленных уродств, наследственных и ненаследственных, врожденных и благоприобретенных, которые вне кризисных периодов лишь слабо отметаются отбором».

Совершенно очевидно, что у личности, имеющей конвейерное происхождение, будет напрочь отсутствовать какое-либо представление о ценности сексуальных переживаний, которые столетиями воспевались в мировой литературе.

СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ?

Конечно же, столь радикальные различия в мировосприятии, связанные с разными способами вхождения в мир, будут иметь весьма серьезные социальные последствия. К тому же, условия управленческо-технологической централизации и унификации, о которых говорилось выше, способны создать эффект своеобразного резонанса, усиливающего подобные разногласия.

И здесь стоит обратиться еще раз к библейской цитате, приведенной в начале статьи. Помимо пафоса демиургической деятельности, переносимого на самого себя человеком в течение всей его индустриально-информационной истории, эта цитата содержит и некое предупреждение применительно к нашей теме. Совершенно очевидно, что упоминавшегося в ней доминирования одного вида существ над другими едва ли удастся избежать. Вполне естественно, что на более высокой иерархической ступени окажется искусственный интеллект.

Хотя бы потому, что доставшиеся ему ресурсы памяти и скорости обработки информации будут многократно превосходить аналогичные возможности человеческого мозга. В этом случае разногласия по поводу моральных принципов и критериев красоты вполне могут стать причиной широкого распространения в таком смешанном обществе дискриминационного регулирования.

Мотивы такого отклоняющегося общественного строительства будут лежать исключительно в области идеологии. Иррационализм и эмоциональная неустойчивость «детей природы» – один из вероятных аргументов пропаганды, на которую будут опираться устроители подобного мирового порядка. Стерильные гетто для так называемых аборигенов, проживающих в предсказуемом обществе, которое управляется искусственным интеллектом при помощи телекоммуникационных средств – таков один из вероятных путей развития современной цивилизации.

Думается, здесь пойдут в ход любые способы подавления активности и воли людей вплоть до одурманивания их виртуальными развлечениями и формирования у них мультимедийной зависимости. Не исключено, что с этой целью могут использоваться новейшие биомедицинские и нейрохирургические технологии, усиливающие эффект виртуального присутствия, например, такие, как вживление чипа в соответствующие зоны мозга.

Если кто-то из читателей обвинит меня в излишнем сгущении красок и откровенном переносе в статью известных литературных аналогий, напомню о некоторых полузабытых страницах всемирной истории. В ней нашлось место спаиванию коренных жителей Северной Америки, приобщению к наркотикам азиатских народов, работорговле, в ходе которой использовалась для подкупа коррумпированной местной аристократии дешевая промышленная бижутерия. Были и религиозные войны.

Все это хранит наше коллективное бессознательное. И нет повода сомневаться в том, что такие методы порабощения тех, кого гордые представители индустриальной цивилизации считали «дикими», не будут востребованы постчеловеческим сообществом.

Может быть, сказанное мною скорее выглядит как очередная футурологическая фантазия. Что же, я не настаиваю на ее строго научной доказанности. Это всего лишь гипотеза. Однако у нас осталось не так уж много времени для того, чтобы оставаться простыми наблюдателями развития таких социально-технических процессов. Пожалуй, не стоит расслабляться.

Сергей ВЫГОНСКИЙ
психиатр, член Союза журналистов России



  Публикации
  На главную




Сайт управляется системой uCoz