КОМПЬЮТЕР В РОЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТА?

(c)2005, С.И.Выгонский

Внешняя среда глубоко враждебна человеку. И потому ему приходилось постоянно с ней бороться. Подобные героические усилия привели к созданию цивилизации, которая, по утверждению философов, и сделала человека таким одиноким и несчастным. И теперь этот гордый покоритель природы нуждается в чьем-то внимании и сочувствии. Однако разделить свои печали наш современник может лишь с профессиональным «другом» - психотерапевтом или психологом. Впрочем, на эту роль сегодня также претендует небольшое электронное устройство - компьютер.

Какой абсурд, возможно, скажет читатель. Но не надо спешить с окончательными выводами. Для начала совершим небольшой экскурс в прошлое. Известно, например, что пусковым моментом нашей культурной истории явилось создание письменности. Последняя же развивалась в соответствии с вполне определенной формулой - от образа к знаку. Другими словами, древний человек, движимый желанием поведать окружающим о своих впечатлениях, вначале их просто зарисовывал. Затем он стал отбирать наиболее типичные рисунки, с помощью которых обозначал отдельные слова. И только потом им была предпринята попытка зашифровывать речь в виде ряда специальных знаков, каждый из которых указывал на отдельный звук. Так родился первый фонетический алфавит.

Обращение к таким условным изображениям в свою очередь привело к развитию аналитического мышления. При этом окружающий мир низводился до некой чрезвычайно упрощенной схемы, состоящей из множества элементов. В какое-то мгновение пытливый ум первобытного исследователя обнаружил, что одним из элементов действительности является сам человек. Конечно же, точно датировать эти события невозможно, но именно они и стали в конце концов главной причиной формирования человеческой индивидуальности.

Следовало бы ожидать, что компьютерные знаковые системы или, проще говоря, программы будут развиваться точно также. Однако если мы обратимся к любому пользовательскому учебнику, то с удивлением обнаружим, что программные «интерфейсы» эволюционировали в диаметрально противоположном направлении, а именно - от знака к образу. Судите сами: в текстовом режиме ДОС основные элементы так или иначе были буквами, а в майкрософтовской Windows уже вовсю применяются специальные символические образы - пиктограммы. Последние же в чем-то очень близки иероглифам, которые использовались еще в древнем Египте.

Случайно ли это? Думаю, что нет. Фактически, в этой ситуации непрерывная компьютерная модернизация равнозначна культурному движению против хода времени. С психологической же точки зрения подобный процесс есть возвращение к нашей всеобщей генетической памяти - коллективному подсознанию. А это указывает на то, что в лице персонального компьютера, который воплотил в себе повернувшую вспять историю, человечество непреднамеренно получило средство для своего рода «электронного психоанализа».

В связи с этим вспоминается весьма любопытный эксперимент, который на заре электронно-информационного взрыва был проведен в Массачусетсском технологическом институте. Именно тогда профессор Джозеф Вейценбаум работал над программой, которая должна была поддерживать с человеком связный разговор. Для этого отбирались добровольцы, которые, находясь в условиях психологической лаборатории, в течении часа общались посредством клавиатуры и монитора с неким "собеседником", находящимся в соседней комнате. Добровольцам было предложено точно определить ту минуту, когда они впервые вступали в контакт с таким искусственным разумом.

Программа, названная автором «Элизой», ловко прикидывалась психиатром. Она «умело» переспрашивала своих собеседников, задавая им наводящие вопросы. Иллюзия интимности была настолько сильна, что секретарша Вейценбаума, зная о «нечеловеческой» сущности «Элизы», тем не менее попросила у своего шефа разрешение на разговор с машиной. Получив такое согласие, девушка затем отказалась рассказать своему руководителю о содержании беседы. Так что, судя по всему, электронный консультант оказался на высоте.

Отечественные программы эмуляции искусственного интеллекта, такие, например, как Nai, A-Life, Talkerus или «Болтун», определенно не дотягивают до уровня заморского эрзац-терапевта по способности проникать в душу собеседника. В подобных диалогах, содержащих порой признания в собственной коммуникативной некомпетентности и напоминающих слегка эротизированную пустопорожнюю болтовню тинейджеров, напрочь отсутствует какой бы то ни было целительный потенциал. Приведу пример такой «антитерапевтической» беседы.

Незнакомец: У меня стресс.
Нус: У кого их сейчас нет…
Незнакомец: Поговори со мной, мне плохо.
Нус: А мне то что!
Незнакомец: У меня плохое настроение.
Нус: Да неужто?

После столь проникновенного общения невольно вспоминается известное высказывание французского моралиста Ларошфуко «У нас у всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего». Конечно, при этом нужно сделать определенную скидку на развлекательный характер таких программ.

В современных медицинских учреждениях действуют целые экспертные системы, способные правильно определить человеческую болезнь. Кроме того, почти все наиболее известные психологические тесты имеют свои электронные аналоги. Например, такие, как MMPI (требуется ответить на 550 вопросов), тест Люшера (отбираются понравившиеся цветные карточки) и Сонди (определяется отношение к фотопортретам, изображающим дегенератов и убийц). Одним словом, штучный софт в умелых руках специалиста способен выступать в роли квалифицированного помощника. Но не более того.

Правда, нужно признать тот факт, что в некоторых случаях и обычные мультимедийные программы могут самостоятельно облегчить душевное состояние пользователя. Хотя бы даже через переживание в фантазиях вечных мотивов, постулирующих очевидные преимущества добра над злом. А уж зла в нынешних компьютерных играх более чем достаточно. Оно появляется перед игроком в облике зомби, мутантов, демонов, вампиров, скелетов и роботов. Эти гротесковые персонажи порождены мифологической стороной нашего разума, спрятанной в подсознании. Одерживая очередную победу над ними, мы тем самым символически укрепляем в себе позиции созидательных сил.

А заменит ли компьютер искусного врачевателя душ или же люди по-прежнему будут обсуждать свои проблемы с себе подобными - покажет будущее. В конце концов все будет зависеть от того, с кем пациенты, в роли которых выступаем мы вместе с вами, захотят общаться, а с кем - нет.

Сергей ВЫГОНСКИЙ
психиатр, член Союза журналистов России



  Публикации
  На главную
  Написать автору




Сайт управляется системой uCoz