ВЫПУСК 14. СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ ОТ СЕРГЕЯ ВЫГОНСКОГО: СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г.МАРКУЗЕ
(c)2006, С.И.Выгонский
Публикации
На главную
Написать автору
  ВВЕДЕНИЕ

Настоящий выпуск продолжает тему природы и структуры массового сознания. Ранее был сделан обзор исторического ракурса таких представлений на примере марксистских взглядов на общественное сознание (выпуск 7), концепции сексэкономической социологии основоположника фрейдомарксизма В.Райха (выпуск 8), а также современного подхода к изучению массового сознания, примером которого может служить модель Д.В.Ольшанского (выпуск 11). Продолжая эту тематическую линию, в этом выпуске будут кратко рассмотрены отдельные представления, принадлежащие еще одному основателю фрейдо-марксизма Г.Маркузе. Однако, по мнению автора, краткий обзор в пределах одного выпуска взглядов этого интересного исследователя, внесшего значительный вклад в развитие социального психоанализа (даже в его фрейдистской версии), явно недостаточен. Поэтому этой теме будут посвящены некоторые последующие выпуски этой рассылки. Автор идет на этот шаг, даже несмотря на то, что каждый такой теоретический выпуск не способствует увеличению его аудитории, привыкшей к практическим и публицистически ярким материалам. Впрочем, автор намерен и впредь чередовать теоретические материалы с популярными изложениями психоаналитических тем.

1. КУЛЬТУРА КАК КОНТРОЛИРУЕМОЕ НАСИЛИЕ

Впервые социальный психоанализ как целостная теория возник в текстах одного из основателей фрейдо-марсизма Г.Маркузе. Стержнем его концепции стали представления З.Фрейда о том, что современная цивилизация построена на подавлении инстинктов – сексуальных и деструктивных. Франкфуртский мыслитель развивает эту тему. В книге «Эрос и цивилизация» он пишет:

"Когда Фрейд ставит под сомнение культуру, им руководит отнюдь не романтическая или утопическая точка зрения - он исходит из тех страданий и бедствий, которые несет деятельность культуры. Несвобода и принуждение - вот цена культурной свободы и прогресса." (1, с.8). И далее он развивает эту мысль: "...свобода в цивилизации по самой своей сущности антагонистична счастью, ибо влечет за собой его репрессивную модификацию (сублимацию). (1, с.9)

Маркузе использует термин «репрессивная модификация», подчеркивающий наличие в обществе легального направленного и контролируемого насилия. По его словам, «подавление – феномен исторический, поскольку эффективное подчинение инстинктов репрессивному контролю навязывается не природой, а человеком» (1,с.6-7).

Однако радикально настроенный социальный аналитик идет дальше своего предшественника и выводит еще одну закономерность репрессивной культуры. Он вводит в оборот термин «прибавочное подавление», имеющий экономический контекст и подразумевающий то обстоятельство, что излишки подавляемой инстинктивной энергии используется отдельными слоями общества в своих корыстных интересах. Напомню, что «прибавочная стоимость» в марксистской политэкономии была признана главным инструментом эксплуатации. В нашем случае речь идет об эксплуатации обществом сексуальных инстинктов индивида. Продолжая эту мысль, мы найдем множество примеров в современных реалиях – рекламе, политической пропаганде, формах социального контроля и т.д.

Кроме того, в качестве одного из элементов в эту схему введен механизм психологической защиты, превращающий энергетику сексуального влечения в другие независимые от сексуальности формы. Речь идет о сублимации (см.примечание).

2. ПРОБЛЕМА ОДНОМЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ: ИНДИВИД КАК ЖЕРТВА МАНИПУЛЯЦИИ

В своих работах Г.Маркузе поднимает проблему психологии современного человека, порабощенного при помощи эффективных средств пропаганды и «промывания мозгов». Немецкий философ считает, что таким воздействием обладает вся предметная и информационная среда, приводящая к возникновению феномена «одномерного мышления». Он пишет:

«Продукты обладают внушающей и манипулирующей силой; они распространяют ложное сознание, снабженное иммунитетом против собственной ложности. И по мере того, как они становятся доступными для новых социальных классов, то воздействие на сознание, которое они несут с собой, перестает быть просто рекламой; оно становится образом жизни. Это не плохой образ жизни – он гораздо лучше прежнего, - но именно поэтому он препятствует качественным переменам. Как следствие, возникает модель одномерного мышления и поведения, в которой идеи, побуждения и цели, трансцендирующие по своему содержанию, утвердившийся универсум дискурса и поступка, либо отторгаются, либо приводятся в соответствие с терминами этого универсума, переопределяемые рациональностью данной системы и ее количественной мерой» (2, с.16)

3. ВИРТУАЛЬНАЯ УТОПИЯ КАК ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУТУРОЛОГИЯ

В работах Г.Маркузе можно найти образцы психоаналитической футурологии. Правда, его описания грядущего носят откровенно утопический характер. Однако они интересны в том плане, что на их примере можно изучать методические приемы построения психоаналитически ориентированных прогнозов.

Маркузе демонстрирует сексуальную утопию – общество, где разрешено осуществление всех видов подавленного влечения. В продолжение рассуждений Маркузе замечу, что здесь есть некоторая трудность, для решения которой требуется определенный уровень технологического развития общества. Например, речь может идти о реализации садо-мазохистических фантазий (тенденций), которые имеются у части населения планеты. Очевидно, что для их реализации необходимо широкое распространение технологий виртуальной реальности, поскольку только так можно реализовать без ущерба для других людей подобные стремления.

По мнению Маркузе, в будущем «возникнут «либидонозная» мораль, эрос, нерепрессивные формы сублимирования (самосублимирование, игровое эстетическое самоосуществление человека). Будет осуществлено «утопическое излишество» великой философии - идея высшего счастья, блаженства, свобода и равенство, вечный мир, ницшеанское «вечное повторение» и т.п. В этом удовлетворенном мире должна быть осуществлена и значительная часть содержания фантазии» (3, с.172). Из этой небольшой цитаты видно, что Г.Маркузе фактически предсказал наступление времени, когда утопия станет постепенно воплощаться в форме массовой виртуальной галлюцинации. Что, собственно говоря, и происходит в наши дни.

Еще одна не менее интересная цитата из Р.Штейгервальда, характеризующего утопические воззрения Маркузе:

«Преодолеваются также время, смерть, нигилистические силы, которые более всего связаны с репрессией и воздержанием Лихорадочный прогресс уступает место статике, «вечному повторению». Возникает новый принцип реальности, соответствующий новому коренному опыту людей. «Целиком изменится» человеческая экзистенция: наступят «прощение первородных грехов» (Бодлер), «свобода от вины и страха», «строй изобилия», «спокойствие, умиротворение, рецептивное бытие», «освобождение эроса», будет покончено с «тиранией становления над бытием», наступит «чувственность, игра и пение», «строй без угнетения». Такими метафорами характеризует Маркузе новый образ жизни, который воплотил в себе все грядущее, и является миром разума, но не того старого рацио, который был связан или остается связанным с принципом производительности» (3, с.173).

4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1995.
2. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: <<REFL-book>>, 1994.
3. Штейгервальд Р. «Третий путь» Герберта Маркузе. М.: «Международные отношения», 1971.

4. Кельнер М.С., Тарасов К.Е. «Фрейдо-марксизм» о человеке. М.: Мысль, 1989.
5. Браун К.-Х. Критика фрейдо-марксизма. М.: Прогресс, 1982.



Сайт управляется системой uCoz