СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ ОТ СЕРГЕЯ ВЫГОНСКОГО: ПСИХОАНАЛИЗ РОССИЙСКОГО КИНО
----------------------------------
Авторская рассылка на SUBSCRIBE.RU.

ВЫПУСК 9.

Copyright ©2005, С.И.Выгонский
На главную
Подписаться на расслыку
Написать автору
  ВВЕДЕНИЕ

Мы несколько отвлечемся от рассмотрения темы массового сознания и обратимся к другой проблеме – ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ. Однако на этот раз я решил не излагать теоретические основы этого направления. Хочу предложить читателю поразмышлять о глубинном значении некоторых феноменов современной российской массовой культуры. Речь в настоящем выпуске пойдет о некоторых особо типичных образцах, выпущенных нашим кинематографом в последние годы.

Подчеркну, что предметом анализа станут не телевизионные «мыльные оперы», коих на сегодняшний момент на наших телеэкранах более чем достаточно, а продукция «мастер-класса», «штучные» ленты. В этом ряду будут представлено как массовое, так и элитное кино (арт-хаус). Это – экранизации произведений Б.Акунина «Турецкий гамбит» и «Статский советник», а также фильмы «Ночной дозор», «Космос как предчувствие», «Богиня: Как я полюбила», «Мой сводный брат Франкенштейн».

Замечу, что ситуация с отечественным кинопрокатом отражает глубинные реалии нашего массового сознания. Именно поэтому для лучшего понимания этих реалий читателю предложена психоаналитическая интерпретация

Что же касается темы массового сознания, то мы вернемся к ней в следующих выпусках. Запланирована подготовка материалов, посвященных научной деятельности таких известных представителей фрейдомарксизма как Г.Маркузе и Э.Фромма, а также содержащих обзоры взглядов Б.А.Грушина, Д.В.Ольшанского, авторские схемы.

1. РЕГРЕССИЯ И ДИССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКОГО КИНО

Экранизации книг Б.Акунина «Турецкий гамбит» и «Статский советник», а также фильм «Космос как предчувствие» обращаются к исторической тематике. Причем сюжет последнего протекает в советских 50-х, а две первых погружают нас в атмосферу о «золотого века» российской государственности.

Вместе с этими кинолентами массовое сознание совершает возврат к более притягательным для него периодам истории. Фактически, оно совершает воображаемое бегство из психологически травмирующего настоящего в идеализированное героическое прошлое. Такая форма ухода от тягот повседневного бытия называется РЕГРЕССИЕЙ. Необходимо заметить, что в последнее время на голубых экранах появилось особенно много сериалов, отсылающих нас к славному советскому прошлому.

Надо думать, что эта особенность нашей массовой видеокультуры высвечивает одну важную психологическую проблему текущего момента, а именно – наша коллективная психика пытается всячески избавиться от нарастающего чувства ВИНЫ за «разрушенное» прошлое и «недоделанное» настоящее с его многочисленными социальными проблемами.

Помимо этого фильм «Космос как предчувствие» демонстрирует нам феномен расщепления однородной массовой психики на противоборствующие элементы. В этой роли выступают главные герои фильма – гибнущий диссидент и работяга-парень, который и получает в конце фильма эфемерную награду за свою лояльность времени и ее господствующей идеологии в виде встречи с центральным воплощенным символом такой культуры – Первым Космонавтом.

Но стоит ли забывать о том, что политический нонконформизм – неотъемлемая часть нашей политической культуры?

2. ОРАЛЬНОСТЬ КАК ЧЕРТА МЕНТАЛИТЕТА

Честно признаться, ошеломляющий успех фильма «Ночной дозор» был неожиданным. Хотя, конечно, при наличии достаточной суммы денег раскрутить можно практически все. Тем не менее, этот фильм наводит на определенные размышления.

Если разобраться, то в условиях нашего всеобщего культурного андеграунда каждый может считать себя Иным. Причем эта инаковость носит генетический характер и искать ее надо в тесных хрущевских кухнях, где рождались и умирали множество гениальных произведений народного творчества. Устного. Или говоря психоаналитическим языком, ОРАЛЬНОГО.

Фильм «Ночной дозор» повествует именно об оральности нашего менталитета. Тема вампиров и высасывания жизненной силы из тех, кто с нами рядом – вот центральная тема этого фильма. В переносном смысле – это проблема взаимоотношений с окружающими, склонности к утопическому стилю мышления, феномену «поговорили, но не сделали». При этом, по мнению автора «Критического словаря психоанализа» Ч.Райкрафта, для носителей такой психологической проблемы «рот – основной источник удовольствия и, тем самым, центр опыта».

Проявляется эта особенность в неизгладимой потребности все происходящее кругом обсудить, покритиковать, а потом обо всем пересказанном еще и посплетничать с коллегами на работе. Фрейд связывал преобладание таких качеств в личности с задержкой детского психологического развития и фиксацией на оральной стадии – стадии нашей диетической зависимости от молока матери и соответствующей части женского тела, поставляющей сей питательный продукт.

Но это, так сказать, негативная сторона обсуждаемой черты менталитета. Ее позитивный аспект, очевидно, заключается в поэтическом видении мира и открытости окружающим.

Конечно, оральный тип массового характера – это всего лишь очередная фрейдовская метафора. Но иной раз даже морально устаревшие формулы основателя психоанализа способны подтолкнуть к неожиданным, порой весьма продуктивным выводам.

3. ВЕЛИЧИЕ И УЩЕРБНОСТЬ БОЖЕСТВЕННОГО

В фильме «Богиня: Как я полюбила» мы сталкиваемся с эмоциональными проблемами его главной героини Фаины. Эта проблема заключается в отчуждении Фаины, ее катастрофическом несовпадении с ритмами и требованиями окружающей жизни.

И тогда в роли компенсирующего фактора вступает в действие психологический механизм ИЗОЛЯЦИИ. Такому подавляющему воздействию подвергаются эмоции героини, связанные с ее переживанием собственной несостоятельности. Такие переживания блокируются и становятся недоступными для Фаины. По словам Ч.Райкрафта, «изоляция связана с расщеплением и диссоциацией».

Но скрытые мысли о своей божественности – обратная сторона комплекса НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. На это указывал А.Адлер, впервые описавший и исследовавший такое переживание. Неразрешимый конфликт становится прямым следствием таких бессознательных установок. Его вполне закономерный финал – бегство в глубины мистических фантазий, в галлюцинаторную реальность, в холод «потустороннего» мира. И даже смерть подчиняется такой закономерности – вначале социальная, затем физическая.

Нереализованная сексуальность, полная бытовая несостоятельность, зависимость от алкоголя – лишь следствие описанной внутренней ситуации.

Неужели все это актуально для нашего общественного сознания по причине наличия значительного интереса к этому фильму со стороны наших славных интеллектуалов?

4. ПАРАНОИДНЫЙ МОНСТР

В фильме «Мой сводный брат Франкенштейн» мы сталкиваемся с несколько иной ситуацией. Вернувшийся с чеченской войны герой, в котором есть нечто монстроподобное, везде и во всем видит скрытую угрозу для себя и близких.

Причиной такой подозрительности является психологический механизм ПРОЕКЦИИ. При этом человек приписывает другим людям собственные мысли, побуждения, настроения. В данном случае окружающим приписываются агрессивные намерения. На самом же деле агрессивность присуща самому герою фильма.

В рамках традиционной психиатрии такие состояния называются ПАРАНОИДНЫМИ. Появление таких признаков всегда настораживает, поскольку они свидетельствуют о наличии серьезного психического расстройства. В его основе лежит не поддающееся коррекции убеждение в том, что человека преследуют. Такие феномены умственной деятельности обычно определяются как БРЕД ПРЕСЛЕДОВАНИЯ.

Надо отметить, что в российской истории бывали периоды, когда такого рода подозрительность (назовем ее параноидной настроенностью) становилась массовой и определяла характер многих принимаемых управленческих решений.



Сайт управляется системой uCoz