СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ ОТ СЕРГЕЯ ВЫГОНСКОГО: КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
----------------------------------
Авторская рассылка SUBSCRIBE.RU.

ВЫПУСК 3.

Copyright ©2005, С.И.Выгонский
На главную
Подписаться на рассылку
Написать автору
  ВВЕДЕНИЕ


Одним из центральных для социального психоанализа является понятие «коллективное бессознательное», принадлежащее создателю глубинной психологии К.Юнгу. Именно этой теме и посвящен настоящий выпуск рассылки. В нем вы также найдете ссылку на авторскую статью, рассматривающую тему психологической нумерологии в качестве базовой структуры наших бессознательных психических процессов
("Сергей Выгонский: Коллективное бессознательное как метрическая система".
http://www.membrana.ru/articles/readers/2005/03/11/173700.html).
К этой теме автор намерен вернуться и в других выпусках рассылки.

КОЛЛЕКИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В настоящее время термины «коллективное бессознательное» и «архетип» весьма широко используются философами, политологами, культурологами, специалистами по масс-медиа и рекламе, а также писателями, журналистами и лицами, работающими в сфере изобразительных искусств.

Эти понятия находятся между собой в соподчиненных отношениях. «Архетип» - это лишь один из элементов, структурно и тематически очерченный, являющийся частью более обширного психического пространства структуры - «коллективного бессознательного».

Основные качества таких зон психики:
1) носящий общий характер для множества людей;
2) находящийся за пределами непосредственного внимания, но оказывающий влияние на наши повседневные мысли и действия;
3) наследственно обусловленный.

К.Юнг: «…бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь»
(К.Юнг. Проблемы души нашего времени. М., 1993).

Р.Робертсон: «Примечательно, что даже естественные науки указывают на то, что мы все еще храним в себе историю нашей эволюции не столько в теле как таковом, сколько внутри нашей нейроструктуры. Юнговское понятие коллективного бессознательного – это признание того, что наследственная история до сих пор оказывает влияние на нашу жизнь». (Из кн.: Р.Робертсон Введение в психологию Юнга. Ростов-н/Д, 1999).

АРХЕТИПЫ

В описаниях АРХЕТИПОВ, сделанных Юнгом, преобладают следующие темы:
1) личностное развитие и личная самореализация – по Юнгу, индивидуация;
2) социальная иерархия;
3) социальные, возрастные роли и модели психосексуального поведения человека;
4) взаимоотношения человеческого сознания и бессознательного.

К наиболее известным архетипическим образам, описанным в юнгианской психологии, относятся архетипы Персоны, Тени, Анимы/Анимуса, Самости, а также символы духовной Алхимии (индивидуации).

Одайник В. классифицирует архетипически значимых персонажей (такими они предстают в мифах и сновидениях) следующим образом:

«Среди архетипических фигур: мать, отец, дитя, девушка, правитель, священнослужитель, врач, учитель и четыре основных женских и мужских архетипа - физически или сексуально привлекательный мужчина или женщина; роковая женщина и романтический мужчина; мать с ребенком
и деятельный мужчина; мудрый старец и мудрая старуха.
Архетипические ситуации включают в себя рождение, достижение половой зрелости, ухаживание, половую связь, брак, смерть. Архетипических символов множество, и они составляют материал мифологии, религии, сновидений, искусства и литературы»

(Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи К.Г.Юнга. СПб., 1996).

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВОНАУЧНЫЕ ДАННЫЕ

Проведенные параллели между теоретическими схемами Юнга и данными из эволюционной теории, генетики, биологии, нейрофизиологии подтверждают основные положения концепции коллективного бессознательного:

1) Существуют генетические (наследственные) эволюционно обусловленные модели восприятия, мышления и поведения.

2) Эти модели эволюционно целесообразны, поскольку направлены на выживание человека как вида и его адаптацию к окружающей среде.

3) Эти модели бессознательны.

4) В этих моделях содержатся элементы инстинктивного поведения и мышления, присущего эволюционно более ранним ступеням развития – высшим приматам и более низшим не только.

5) В психике ребенка присутствуют аналогичные ассоциативные элементы, возможно, в большей степени, чем в психике взрослых, в силу близости к внутриутробному этапу развития, где плод проделал сокращенный путь эволюционного развития предков.

6) Носителем таких элементов мышления и восприятия является правое полушарие мозга.

7) С этим же полушарием связывают функциональную локализацию коллективного бессознательного, близкого к упомянутым выше эволюционно обусловленным моделям восприятия, мышления и поведения.

8) О близости коллективного бессознательного к упомянутым выше эволюционным схемам восприятия, мышления и поведения также говорит то, что коллективное бессознательное содержит образы иерархии и развития, а также образы социальных, возрастных и сексуальных ролей человека.

9) С правым полушарием мозга также связаны такие состояния как сны, галлюцинации, измененные состояния психики, в том числе вызванные гипнозом и медитацией.

10) Психологический анализ таких состояний дает возможность делать выводы о содержании бессознательной сферы.



Сайт управляется системой uCoz